Первыми "уши от мертвого осла", обещанные Латвии Владимиром Путиным вместо Пыталово, получили жители Балвского района, граничащего с бывшим Абрене.
Мы стоим на нейтральной полосе, разделяющей два соседних государства, и пытаемся установить с российской стороной "дружеские отношения".

Получается не очень, поскольку жители Латвии засыпают находящихся по другую сторону шлагбаума русских пограничников градом вопросов, а вразумительных ответов обратно не поступает. Обстановка накалена, но далека от критической. По этой причине подъехавшее со стороны трехцветного государственного флага подкрепление крытого грузовичка не покидает. С пустя почти час, так толком и ни о чем не договорившись, "парламентеры" расходятся. Главный вопрос жителей Балвского района -- почему их вдруг перестали пускать в Россию по имеющимся официальным визам -- остается открытым.

Бурная встреча

Сначала мы подумали, что в городке Виляка какой-то праздник. Иначе отчего бы в будний день возле городской эстрады вдруг скопилось столько автомобилей. Буквально через пару минут выяснилось, что собравшийся здесь народ ждет исключительно корреспондентов "МК-Латвии". "Бить будут?" -- как-то неуверенно пошутил фотограф. И недалеко ушел от истины -- люди действительно настроены были очень решительно, однако их праведный гнев оказался направлен вовсе не на нас.

-- Это лишь небольшая часть тех, кто пострадал от нововведений, произошедших в последние дни на пропускном пункте Лудонка российско-латвийской границы, -- сразу же предупреждает нас Наталья Быстрова, одна из нескольких десятков "потерпевших", пришедших на встречу с журналистами "эмки". -- Никому нет дела до наших проблем, а ведь многие остались фактически без средств к существованию.

Далее разговор напоминал жужжание растревоженного пчелиного роя -- люди, перебивая друг друга, торопились высказать все, что наболело. Очень быстро стала вырисовываться ситуация, в которую попали жители Виляки и других, граничащих с Пыталовским районом территорий. Суть ее в том, что с 8 июня граница России со стороны этого района для них стала фактически закрытой. При том, что до этого времени объявленные вдруг недействительными визы не вызывали у российских пограничников никаких подозрений. Но самое интересное, что они и сейчас не вызывают подозрений на других пограничных пунктах, находящихся вне Пыталовского района.

Катастрофа для безработных

Именно так называют происшедшее жители приграничных районов, где, только по официальным данным, безработица достигает 25 процентов. Не секрет, что средства на жизнь люди здесь зарабатывают челночными поездками в соседнюю Россию. Там и бензин подешевле, и спиртное, и продукты кое-какие.

Никто миллионного бизнеса на этом не построил, но сводить концы с концами вполне удается. Вот и покупают люди многократные визы (деловые, коммерческие, водительские), чтобы беспрепятственно пересекать границу. Все официально -- визы выдаются в дипломатических представительствах РФ на территории Латвии при посредничестве туристической фирмы. И не было до сих пор никаких проблем.

-- Может, все это из-за пресловутого "абренского вопроса"? -- такая догадка звучит из уст собравшихся на вилякской эстраде, как единственно что-то объясняющая. Дело в том, что получить вразумительные ответы у российских пограничников пока никому не удалось. Они твердят лишь одно -- цели поездок не соответствуют выданным визам. С одной стороны, доля истины в этом есть -- никто дальше Пыталово не едет, хотя в деловых и коммерческих визах приглашающей стороной обозначены некие московские фирмы. Но с другой стороны, визы-то выданы на законных основаниях и аннулированию не подлежат.

Тем более, что за каждую из них уплачена соответствующая пошлина в российскую казну. Кто теперь возместит эти деньги людям, потерявшим возможность пересекать границу? И почему в конце концов по этим же самым визам, но вне Пыталовского района, до сих пор можно въезжать в Россию? Получить ответы на эти вопросы решено было прямо на пропускном пункте Вентули -- Лудонка, куда и отправилась кавалькада автомобилей.

Приказ "Не пущать"!?

Когда возле полосатого шлагбаума собралась толпа негодующего народа, люди в форме заметно заволновались по обе стороны границы. Латвийские робежсарги, корректно и вежливо зарегистрировав всех ищущих правды, пропустили их на нейтральную территорию. К слову сказать, к нашим погранцам у местных жителей нет абсолютно никаких претензий -- свою работу они выполняют четко в соответствии с имеющимися правилами. А вот россияне явно мудрят. Как, позвольте, еще можно истолковать следующие слова начальника штаба ОКПП Пыталово майора Балакина, вышедшего к представителям Латвии вместе с начальником пограничного пункта майором Беловым: "Мы получили распоряжение привести пропускной режим на нашем участке границы в соответствии с законодательными нормами. Что происходит на других пропускных пунктах, я не знаю. Если вас там пропускают, то и пересекайте границу в других местах".

Согласитесь, подобные высказывания не добавляют престижа пограничным силам России. Но не это главное. На вопрос о том, почему до сих пор такого распоряжения не было и почему оно поступило только в Пыталовский пограничный округ, господин майор так и не смог ответить. Он то винил во всех грехах самих жителей Балвского района, то фирму, которая занималась оформлением виз, то ссылался на некое недавно прочитанное постановление. Когда выяснилось, что это постановление принято еще в 2003 году, последовал вопрос двум майорам: "А вы что, раньше читать не умели?" Ответа не последовало.

Короче, пошумели, но к общему знаменателю так и не пришли. Россияне напрочь отвергли какую-либо политическую подоплеку в сложившейся ситуации, хотя народ после их невнятных "разъяснений" еще больше уверился в обратном. На том и разошлись.

Кто виноват?

Конечно, первый вывод, который напрашивается сам собой, -- виноваты наши мудрые политики, "домудрившие" со своими декларациями и претензиями к "оккупантам" до полного абсурда. Им-то уж точно никакого дела нет до жителей Виляки. Однако глупо было бы рассчитывать на официальное признание российской стороны, что таким вот образом отражается латвийский внешнеполитический курс на гражданах и не гражданах страны.

В пресс-службе посольства России "МК-Латвии" пообещали выяснить причины возникшей проблемы и проинформировать. Наверняка ответом будет то, что пограничники действуют по закону. Тогда получается, что не по закону действует само посольство, выдавая (а точнее -- продавая) визы, по которым нельзя въехать в Россию? Или крайней окажется туристическая фирма, которая и берет с людей деньги за оформление этих самых виз?

Но ведь она предоставляет данные в посольство и консульства, на основании которых визы все-таки выдаются. Так если эти данные -- фикция, то почему бы не проверить это сразу и не давать визу? И почему в течение предшествующих лет по этим визам латвийцы мотались в Пыталово и обратно без проблем? Ну и уж совсем непонятно, что теперь делать тем людям, которые буквально в мае купили себе годовые визы, заплатив по 200 долларов и остались, образно говоря, на бобах?

Ездить через Эстонию -- уж больно далеко и накладно. Да и где гарантия, что и там скоро не приведут все "в соответствие"? Сплошные вопросы, образующие замкнутый круг. Если кому-то покажется, что проблемы большой во всем написанном нет -- скажите это тем сотням жителей Балвского района, которые остались "у разбитого корыта". После такого заявления в шутке нашего фотографа появится большая доля правды.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!