Механизм репрессий набирает обороты — латвийская Фемида готовит судебную расправу над главным редактором еженедельника "7 секретов".
25 ноября прокурор прокуратуры по расследованию финансовых и экономических преступлений Юрис Лочмелис предъявил главному редактору еженедельника "7 секретов" обвинение по статье 148 ч. 1 УК ЛР "Умышленное нарушение авторских прав". Редактор тематических приложений этой газеты Наталья Бурлакова, против которой экономическая полиция тоже возбудила уголовное дело по данной статье, решением прокурора переведена в разряд свидетелей. Уголовное преследование против нее прекращено.

Так завершился первый этап беспрецедентного в истории новейшей Латвии процесса, весь ход которого весьма напоминает одноименный роман Франца Кафки.

Чертовы кулички

— Все началось 4 июля сего года с перепечатки в "7 секретах" заметки "Ты, он и любовница мужа", которую Наташа около года назад скачала с Интернет–сайта Стервы на Куличках", — рассказывает Александр Черевченко. — Сделано это было с разрешения владелицы сайта Лолиты Максимовской. Я лишь сократил в материале пару абзацев и изменил заголовок. Подпись, естественно, осталась та, что была в Интернете: Фрося Бурлакова. (Кстати, Наталья Бурлакова к автору заметки никакого отношения не имеет.) Вот электронный адрес этого материала: http://sterva.kulichki.net/ukr/ukr17.shtml. Любой желающий может открыть эту страницу и убедиться в идентичности названных публикаций.

Поэтому я был весьма озадачен, когда некоторое время спустя в адрес "7 секретов" пришла претензия от автора журнала "Люблю" Ларисы Юшиной, обвинявшей редакцию в незаконном использовании ее материала, опубликованного в этом издании, если я не ошибаюсь, в 1998 году. Документ сопровождала ксерокопия данной публикации, в которой был подчеркнут ряд абзацев, действительно совпадавших по смыслу с некоторыми разделами перепечатанной нами из Интернета заметки. То есть налицо была связь между публикациями в журнале "Люблю" и на Интернет–сайте. Вышло досадное недоразумение.

Статья Юшиной не могла быть источником информации для "7 секретов" хотя бы по той причине, что напечатана она в издании основного конкурента нашего издательского дома Fenster — ИД "Петит". С моей стороны было бы глупостью взять оттуда хоть строчку текста. Кроме того, газетная статья — это не "паззлы". Даже теоретически невозможно, надергав цитат из одной публикации, составить из них заметку, которая буквально совпала бы со статьей, напечатанной в третьем издании. (Тем не менее я, как профессиональный литератор, хорошо понимаю обиду Л. Юшиной и готов принести ей публичные извинения за невольно причиненный моральный ущерб.)

Все сказанное выше Наташа Бурлакова и я изложили в объяснительных записках на имя директора МИД Fenster и сочли инцидент исчерпанным. Однако вышло по–иному.

Подписка о невыезде

Минуло совсем немного времени, и в редакцию "7 секретов" позвонил оперативный сотрудник экономической полиции г–н Силиньш, потребовавший от Черевченко и Бурлаковой предстать пред его светлы очи. В этот раз объяснительные им пришлось писать уже на официальных бланках. Впрочем, это была чистая формальность, судя по всему, вопрос о возбуждении против журналистов уголовного дела был решен прокуратурой заранее. Никакие доводы с позиций здравого смысла в данном случае в расчет не принимались, поскольку не имели ровным счетом никакого значения. Видно было, что оперативник получил четкую установку "сверху" и добросовестно ее исполнил.

Г–н Силиньш, правда, несколько раз повторил, что конфликт лучше всего уладить полюбовно, договориться с заявительницей, т. е. с Л. Юшиной. Хотя ему было хорошо известно, что ни на какие контакты с "обидчиками" она идти не желает. Позже знающие люди объяснили, что данное пожелание — не более чем обычная в подобных случаях уловка, "военная хитрость" дознавателя, направленная на то, чтобы завоевать доверие подследственного, усыпить его бдительность, вызвать на откровенность. Но скрывать журналистам было нечего! И после общения с г–ном Силиньшем в них укрепилась уверенность в том, что дело это тщательно спланировано и инспирировано кем–то из сильных мира сего. Призрак Франца Кафки обретал реальные черты в образах представителей латвийской Фемиды, обложивших их, как волков, красными флажками нелепого подозрения.

Некоторую надежду на благополучный исход этого почти мистического процесса заронил в сердца "преступников" следователь экономической полиции Игорь Наумов. Допросив А. Черевченко и Н. Бурлакову в качестве свидетелей, следователь прямо заявил, что не видит в их действиях состава преступления, что использование в печати материалов общедоступных Интернет–сайтов не является нарушением закона, в противном случае уголовному преследованию подлежат редакторы большинства газет и журналов Латвии, а также целая армия преподавателей вузов и колледжей и т. п. Г–н Наумов недвусмысленно дал понять А. Черевченко и Н. Бурлаковой, что не усматривает прямой связи публикации в "7 секретах" со статьей Л. Юшиной в журнале "Люблю", а "Кулички" никаких претензий по поводу перепечатки газете не выдвигали. А когда главный редактор предъявил ему распечатку письма владелицы Интернет–сайта, в котором та подтверждала ранее данное ею разрешение на ЛЮБОЕ использование материалов ее раздела в "7 секретах", оптимистично заявил, что дело будет закрыто.

Очень заинтересовало следователя и другое послание владелицы сайта Лолиты Максимовской, полученное А. Черевченко также по электронной почте. 18 сентября с. г. на е–mail Л. Максимовской поступил следующий запрос из Риги: "Лолита, добрый день! У меня большая просьба, если Вы можете ответить на мой вопрос. Когда Вы повесили на сайт рассказ "Ты, он и любовница мужа" и как можно связаться с Фросей Бурлаковой. Спасибо. Елена Малиновская".

В тот же день в Ригу полетел ответ:

"Добрый день! Рассказ был повешен давно. Мне его прислали на другой ящик по почте. Подписан он был "Фрося Бурлакова". Поэтому я его так и подписала. Определить авторство не представляется возможным. С уважением Лолита".

Запрос был отправлен из Риги, адрес отправителя: lenaiv@one.lv. Кто такая Елена Малиновская? Чем был вызван ее интерес к публикации и личности "Фроси Бурлаковой"? И что появилось раньше — "курица" или "яйцо" — заметка на Интернет–сайте или публикация Л. Юшиной в журнале "Люблю"? Ведь сайт "Стервы на Куличках" создан в 1996 году, то есть за два года до этой публикации. Такие вот интересные вопросы возникли у следователя Наумова.

Но вскоре, буквально через несколько дней, этот интерес у него пропал. И в целом позиция его по отношению к данному делу совершила оборот на 180 градусов. Позвонив в редакцию, следователь сообщил, что начинает уголовное преследование А. Черевченко и Н. Бурлаковой. Вызвав их для допроса уже в качестве подозреваемых, он, пряча глаза, сослался на МНОЖЕСТВО допущенных ими нарушений закона об авторском праве, не уточнив при этом, каких именно. И взял с подозреваемых подписки о невыезде. А 10 дней спустя, как уже говорилось, прокурор предъявил главному редактору "7 секретов" обвинение в совершении уголовного преступления. Александр Черевченко свою вину отверг категорически.

Обвинительное заключение занимает полторы страницы печатного текста. В вину известному журналисту и литератору (А. Черевченко является заместителем председателя Международной ассоциации писателей и публицистов, в Союзе писателей состоит с 1967 года, выпустил полтора десятка книг, является лауреатом нескольких литературных премий) ставится УМЫШЛЕННОЕ нарушение авторских прав Л. Юшиной, хотя совершенно очевидно, что никакого злого умысла здесь нет. Великий пессимист и мистификатор Франц Кафка мог бы позавидовать такому развитию сюжета.

Кто "заказал" редактора?

Отдел расследований "Вести Сегодня" постарается найти ответ на этот вопрос. Пока что можно лишь высказать некоторые предположения. Не исключено, что причиной этой беспрецедентной травли Александра Черевченко стала неугодная властям гражданская позиция писателя и журналиста. Еще в начале 90–х годов, будучи редактором газеты "Панорама Латвии", он заявил о себе как последовательный и принципиальный защитник политических и социальных прав своих соотечественников, ставших по воле латвийских властей людьми второго сорта. Читатели до сих пор помнят его острую публицистику, отстаивавшую права русского языка, русской культуры перед лицом воинствующего национализма, попранное национальное достоинство русского человека в Латвии. Этим своим принципам он не изменял на протяжении всего последнего десятилетия, будучи обозревателем "Русской газеты", зам. главного редактора еженедельника "Вести", главным редактором газеты "Вести Сегодня" в 1999–2000 гг., возглавляя еженедельник "7 секретов". Он сумел это издание, задуманное как сугубо развлекательное, поднять до уровня истинно народной газеты, говорящей читателям правду, срывающей маски лжи и лицемерия с сильных мира сего.

Вполне возможно, что те, кому профессиональная деятельность Александра Черевченко давно стала поперек горла, лишь ждали подходящего повода, чтобы расправиться с ним. И дождались. Может быть, именно с их подачи были приведены в действие жернова латвийского правосудия, способные, как показывает практика, искалечить судьбу любого из нас.

Версия эта отделом расследований "Вести Сегодня" тщательно проверяется, и тайное в свое время неизбежно станет явным.

Опасный прецедент

Чем бы ни завершилось это сомнительное дело, уже сегодня ясно одно: начав уголовное преследование главного редактора еженедельника "7 секретов", латвийская Фемида по сути объявила войну "четвертой власти". Это лишний раз подтверждает политическую зависимость латвийского правосудия от находящихся у власти в стране праворадикальных сил. На фоне многочисленных провалов, сделавших судебную систему Латвии притчей во языцех на международном уровне, это выглядит весьма симптоматично. Теперь под угрозой оказалось главное завоевание демократии — свобода слова.

Так уж сложилось, что и латышская, и русская пресса в Латвии зорко отслеживает действия правящего режима как внутри страны, так и на международной арене и не прощает ему ни единого промаха. Что, естественно, не может не раздражать власти предержащие. Однако до сих пор им не удавалось найти подходящего повода для расправы с неугодными журналистами. Теперь такой повод нашелся сам — повседневный, универсальный. Им оказался Интернет. Интернет — это открытое окно в мир, источник самой разнообразной информации для десятков латвийских СМИ. Экономической полиции, прокуратуре достаточно встать на защиту авторских прав владельца Интернет–сайта, к примеру, из Кот–д’Ивуара или с Сейшельских островов, даже не подозревающего о существовании на планете Латвии, — и уголовное дело готово. Был бы журналист, а соответствующая статья уже имеется.

И последнее. Готовящаяся судебная расправа над главным редактором русского еженедельника свидетельствует о том, что охота на ведьм в Латвии приобретает новые, более изощренные и циничные формы. Данный факт нельзя рассматривать в отрыве от всего того, чем латвийская Фемида прославилась за последнее время. Сомнительный приговор русскому полицейскому из Алуксне, арест правозащитника Владимира Богданова и "участников антиправительственного заговора" в лице национал–большевиков, уголовное преследование борца с педофилией Яниса Адамсонса — все это звенья одной цепи, составляющие единого процесса. Совершенно очевидно, что механизм репрессий в нашей стране набирает обороты. Что, естественно, не прибавляет "образу Латвии" привлекательности и обаяния в глазах как мировой общественности, так и ее будущих партнеров по НАТО и Евросоюзу.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!