Ваш корреспондент попытался получить ответ на этот вопрос у девятикласс-ников 17–й средней школы.
Этим подросткам по 15 лет. Они родились в год развала Советского Союза и восстановления независимости ЛР. Что они знают о том, прежнем времени? Как изменилась жизнь их семей после 1991 года? И хотя история, как известно, не знает сослагательного наклонения, я все же поинтересовалась у ребят: как, по их мнению, сложились бы их судьбы, если бы Латвия так и осталась одной из республик СССР?

А для начала я попросила поднять руки тех, кто не является гражданином ЛР. Из 27 человек таких оказалось 8. Почему же они, рожденные в новом независимом государстве, автоматически не получили синий паспорт? Петру не повезло: родился за 10 дней до провозглашения независимости. Остальные даже не знали, что имеют право стать гражданами ЛР. Гарри рассказал странную историю: в прошлом году пошел оформлять паспорт, и чиновница спросила, на каком языке он разговаривает. Ответил, что на русском. "Значит, негражданин", — сказала она и оформила паспорт "инопланетянина". Кирилл сказал, что не собирается менять свой статус, так как планирует уезжать из Латвии — в Австралию. Прочие плечами пожали: а зачем нам гражданство?

— Об СССР я знаю немного, — развел руками Андрей. — Сейчас в разных книгах об этом пишут по–разному, по телевизору говорят плохо, а мои дедушка и бабушка, наоборот, хорошо. По их словам, у всех тогда была работа, бесплатное образование и медицина, дешевое жилье. Я думаю, что СССР был хорошей страной, но с отдельными недостатками. Не было там свободы слова, за границу нельзя было поехать. Был ли я за рубежом? Только в Литве и России. Ну да, там, куда можно было поехать и в советское время. Когда я родился, мама была студенткой математического факультета ЛУ, а отец работал на стройке. Потом они развелись, отец и сейчас строитель, а мама работает продавцом. И мы с ней живем в одной комнате общежития.

— Мы в начале 91–го года купили 2–комнатную квартиру на Кипсале, в хорошем старинном доме, тихом районе, а вскоре у дома нашлись хозяева, которые все имущество развалили, за зданием не смотрели, только квартплату с жильцов собирали, а даже выбитые стекла в подъезде годами не вставляли! — рассказал Артем. — В прошлом году мы за свои деньги купили квартиру в Золитуде и съехали.

В советское время моя мама работала в сберкассе, а сейчас она секретарь в одной из редакций газет. А папа как был моряком, так и остался. А еще я знаю, что в СССР хоть и был дефицит и очереди в магазинах, но все необходимое — хлеб и колбасу — имел каждый. И никто по мусорникам не рылся, бомжем не становился. Еще действовало много бесплатных кружков, и дети могли заниматься там по вечерам. А сейчас ходят по улицам, а родители и не знают, где они находятся.

— СССР был довольно интересной страной, а сейчас учебники истории переписывают, стараются стереть всю память о прошлом, — продолжила Катя. — Но если в Советском Союзе был такой "бесчеловечный режим", то непонятно, как за 70 лет страна вышла на такой высокий уровень развития, была мировой державой, помогала всем союзным республикам, строила в них заводы, фабрики, жилые дома? Правда, знаю, что свободы слова не было, родители говорили, что джинсы носить не разрешали. Смена строя на нашей семье мало отразилась: мама как работала на "скорой помощи", так и работает. Про отца я ничего не знаю, он ушел от нас. А живем мы с 60–х годов в двухкомнатной квартире, которую бабушка получила от работы.

–Мои родители из Азербайджана, но я родился в Латвии, — пояснил Кямран. — СССР был сильной державой, сильнее Америки! А вот бомжей сажали в тюрьму, потому что все должны были работать. В советское время мой папа был зубным врачом, а мама домохозяйкой, а сейчас у них своя фирма по производству сладостей. И если в советское время они жили в общежитии, то сейчас у нас своя трехкомнатная квартира.

— Мне папа рассказывал, что самое тяжелое время было как раз не в 91–м году, а в первые годы после восстановления независимости, когда вся привычная жизнь рухнула, закрывались заводы и фабрики, — считает Илья. — Папа раньше работал инструктором парашютного спорта в аэропорту "Спилве", а когда аэропорт закрыли, то долго был без работы. Сейчас строитель. Мама уже несколько лет повар в

аэропорту "Рига". В советское время не было границ между республиками, и люди могли свободно ездить по всей территории страны. А сейчас, чтобы навестить бабушку в Белоруссии, мы должны покупать визы. На последний вопрос, как бы им жилось в СССР, если бы не произошел развал страны, все в один голос закричали: "Нам было бы лучше! Через год мы бы уже закончили школу и поступили в институты. А сейчас мало шансов даже бесплатно учиться в строительном техникуме — готовь 400 латов за семестр! А если у родителей нет денег, то даже специального образования не получишь! Сейчас у нас нет уверенности в завтрашнем дне! И у наших родителей — тоже". Грустный итог встречи. Учителя говорят, что эти ребята очень пассивны, мотивация хорошо учиться есть только у нескольких человек. Большинство не верит, что даже с высокими отметками смогут поступить в государственные вузы. Выпускники школы этого года, не имевшие ни одной "6" в аттестате, не смогли попасть на бюджетные места. А если родители платить за учебу не могут, то завтрашний день не сулит детям никаких перспектив…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!