Отечественные мебельщики активно наращивают объемы производства и экспорта. В прошлом году перед ними открылись интересные и многообещающие возможности на Западе. А вот на внутреннем рынке появились тенденции, которые вынуждают производителей мебельной продукции в ожидании лучших времен потуже затянуть свои пояса.
Война цен

Повышению конкурентоспособности латвийских мебельщиков на европейском рынке способствовала отмена таможенных барьеров. Теперь продукция значительно быстрее, чем раньше, доставляется заказчикам. На руку нашим мебельщикам и то, что в последнее время крупные торговые сети отказываются от услуг посреднических и оптовых фирм, предпочитая налаживать прямые контакты с производителями. Исключение среднего звена в цепочке "производитель—посредник—заказчик" позволяет снизить закупочные цены на мебель. В этой ситуации и у мебельщиков Латвии появился шанс работать без третьих лиц.

Латвийские производители ищут способы сбыта товара, которые дают возможность сохранить или даже увеличить цену продажи. Однако на некоторые виды изделий конкуренция столь высока, что ценовую планку порой приходится снижать.

В прошлом году мебельщикам Латвии удалось увеличить объем производства мебели (почти на 14%) и экспорта (почти на 12%). Однако, как посетовал президент Ассоциации производителей мебели Latvijas mebeles Айвар Эйнаус, предприятиям пришлось "здорово покрутиться", чтобы выполнить заключенные ранее контракты. Главной неприятностью стало повышение стоимости сырого дерева и пиломатериалов. Отнести это событие можно на счет зарубежных компаний, монополизировавших в Латвии сферы разработки и пиления леса. Только с ноября по февраль этого года сырье подорожало на 25 процентов. А в течение всего прошлого года цены росли чуть ли не каждые два месяца. Мебельщикам пришлось потуже затянуть свои пояса, чтобы найти внутренние резервы и поставлять мебель по ценам, указанным в договорах. Андрис Плезерс, исполнительный директор Ассоциации Latvijas koks, подчеркнул в беседе с Kb, что стоимость сырья в Латвии уже достигла европейского уровня.

У всех по-разному

В основном мебельная продукция Латвии идет в Германию, Данию, Францию и Великобританию. Экспорт составляет примерно 75 процентов от всей произведенной в нашей стране мебели. Немного идет в США и другие страны. Каждый рынок имеет свою специфику и свои требования, которые учитывают наши мебельщики. Западный потребитель предпочитает меблировку прямых, лаконичных форм. Но есть и любители рустикальной мебели (с резными деталями).

В Англии и Австрии, например, хорошо идет мебель из березы. Во Франции к ней не проявляют особого интереса. В Скандинавских странах интерес к березе то появляется, то исчезает. Производители в этих странах пытаются подстроиться под вкусы местного населения — предлагают мебель из крашеной березы. Топовым материалом в последние годы является дуб. Однако дешевая китайская продукция "под дуб" (смесь дуба, ясеня, ореха) основательно повлияла на формирование мировых цен. Сегодня производители подумывают, как возродить спрос на мебель из сосны.

Рынок Балтии

Латвия в основном работает в сегменте мебели из массива натурального дерева. Литва, в отличие от нашей страны, не только сохранила, но и модернизировала комбинаты советской эпохи, которые специализировались на производстве мебели из древесно-стружечной плиты (ДСП). Дальновидная политика позволила литовским мебельщикам занять на европейском рынке нишу простой (ящичного типа) продукции из ДСП. Делают они в основном мебель по заказу IKEA — одного из самых крупных мировых производителей меблировки массового потребления.

Hапример, Вильнюсский мебельный комбинат работает в четыре смены и поставляет этой компании 95—97 процентов своей продукции. Этот комбинат один выпускает столько мебели (в денежном выражении), сколько почти все мебельные предприятия Латвии. Эстония сумела соблюсти баланс в производстве мебели. Она модернизировала старые предприятия в сфере производства ДСП и поставляет мебель из плиты нескольким западным заказчикам. Такая организация работы выгодна, так как предприятия не зависят от экономического положения одной компании. Кроме того, эстонцы развивают производство мебели из натуральной древесины (массива дерева), которая тоже идет на мировой рынок.

В результате самый большой объем производства мебели имеют литовцы (290 млн. евро в 2003 году). За ними следуют Эстония (275 млн. евро) и Латвия (139 млн. евро). Надо отметить, что во всех трех балтийских странах мебель из массива дерева не пользуется массовым спросом. Наш народ предпочитает более дешевую — из древесно-стружечной плиты.

На местном рынке

Ежегодно на внутреннем рынке продается мебели более чем на 40 млн. латов, половина ее изготовлена в Латвии. В числе импортной превалирует итальянская, польская, литовская и эстонская. Пятое и шестое места занимают белорусская и российская мебель.

Рост покупательной способности, связанный с повышением благосостояния населения, и строительство многоквартирных домов в нашей стране радуют латвийских производителей. "Работать на внутренний рынок легче и выгоднее,— говорит г-н Плезерс.— Западные контакты требуют больших расходов. Да и доставка обходится дороже. Поэтому предприятия стараются приблизиться к местному покупателю". В нише мебели на заказ специализируются небольшие предприятия, поскольку здесь не обойтись без ручной работы. Однако не отказываются изготовить мебель по индивидуальному заказу и такие предприятия, как Fiord, Arta telpa, OAK, Daiіrade koks и другие. Правда, мебель из натуральной древесины предназначена для обеспеченных людей. Охотников на нее в Латвии немного. Поэтому выпускают ее по большей части на экспорт. Средний покупатель ориентируется на продукцию, которая производится массовыми тиражами.

Мебель из ДСП делают на Bolderajas serviss. В прошлом году оборот этого предприятия вырос на 40 процентов, а экспорт — в три раза. Часть мебели поступает и на местный рынок, где она конкурирует с литовской продукцией. Выпускает мебель из ДСП также Valmieras mebeles. Но после того как эта фирма перешла под эгиду Daiіrade koks, здесь начали делать мебель из массива дерева.

Кстати, Daiіrade koks является самым успешным мебельным предприятием Латвии. В прошлом году его оборот превысил 8,5 млн. латов. Кроме производства мебели фирма занимается торговлей фурнитурой и комплектующими для мебели. Но это составляет лишь третью часть оборота.

В сегменте производства мебели из массива древесины лидирует предприятие Malteks (оборот — почти 6,5 млн. латов). В числе успешных — ERKE , EIBE, Kristbergs, а также Rondeks (стулья из натурального дерева), Tukot (мебель из фанеры) и другие. Кроме мебели в Латвии производят фурнитуру и комплектующие для мебели. В этой сфере работает фирма Markuss. Матрасы делают Marks M и Relat-K. Мягкой мебелью занимаются несколько предприятий. В их числе — Dialogs и группа Nakts m¦beles, продукция которых в основном продается на местном рынке, а также Eliza-K, работающая и на западный рынок.

Лес латвийский, лес российский

Стремительный рост цен на латвийское сырье заставил мебельщиков подумать о том, что им придется привозить более дешевый лес из других стран. К примеру, Эстония значительную долю сырья ввозит из России. То же теперь происходит и в Латвии. "Россия скоро станет членом ВТО, поэтому в наших отношениях исключены таможенные препятствия",— подчеркнул г-н Эйнаус. С начала этого года 60 процентов потребляемого Latvijas finieris (самое крупное предприятие деревообработки в Латвии) леса составляет российский. Правда, речь не идет об отказе от латвийского леса, так как все необходимое для производства сырье привезти из-за рубежа невозможно.

Производители считают, что природа сама внесла коррекцию в стоимость древесины. Буря повалила в начале января в Латвии более 7 млн. кубометров леса, а в Скандинавских странах — в десять раз больше. Причем лес необходимо переработать как можно быстрее, иначе в древесине появятся насекомые — вредители, которые начнут портить растущий лес. Учитывая тот факт, что крупнейшие в нашей стране лесопильни принадлежат скандинавским компаниям, мебельщики Латвии все же ждут снижения цен на сосновую древесину.

В отношении латвийских пиломатериалов есть и другие проблемы. Дело в том, что ветер с корнями вырвал ели, поломал сосны, но почти не нанес ущерба лиственным деревьям. Причем руководство предприятия Latvijas valsts meїi, которому принадлежит добрая половина лесов Латвии, приняло решение работать только с буреломом. "Многие предприятия перешли на работу с лиственным материалом, поскольку мебель из сосны в последние три года меньше востребована на западном рынке,— рассказал Kb Андрис Плезерс.— Производители (предприятия деревообработки и мебельщики) заключили контракты и надеялись на запланированные 730 тысяч кубометров латвийского лиственного леса. Вместо этого они получат из ветровала 75 тысяч кубов. В результате производители стоят перед дилеммой: покупать местный лиственный лес по высоким ценам или отправляться за сырьем в Россию".

Быть или не быть?

Латвийская мебель продается на Западе под чужими торговыми знаками. Как, впрочем, и другая производимая в нашей стране продукция. Да и внешний вид ей придумывают западные дизайнеры. Предприятие Malteks, к примеру, уже много лет работает с датскими художниками. Два года назад специалисты Ассоциации Latvijas mebeles решили, что поправить дело можно, только если серьезно заняться подготовкой своих дизайнеров. Идею создания технологического центра (инкубатора) дизайна поддержали ассоциации предприятий металлообработки и легкой промышленности, а также три вуза Латвии: ЛУ, РТУ и Академия художеств. Этими структурами основан Фонд дизайна, а сам путь достижения главной цели разбит на несколько этапов. В их числе — создание информационного центра дизайна, организация и проведение мероприятий, которые должны способствовать налаживанию контактов с зарубежными специалистами, а также обучение наших дизайнеров и повышение их профессионализма. Активно помогают в столь важном для Латвии деле датчане, которые выделили под этот проект 1,6 млн. датских крон. Специалисты из Дании даже провели анализ ситуации с промышленным дизайном в нашей стране и дали свои рекомендации, как выйти из тупика.

"Возможности ассоциаций уже исчерпаны,— пояснил г-н Плезерс.— Поэтому решено создать структуру, которая будет заниматься воплощением данного проекта в жизнь и привлекать для этой цели бюджетные средства предприятий, государственные и европейские деньги. Сейчас мы ищем толкового руководителя с именем и авторитетом. Польза от создания национального дизайнерского центра, который должен помочь всем производителям Латвии, очевидна. Производство новых видов продукции невозможно без работы по улучшению ее внешнего вида, применения новых технологий производства и без экономического обоснования цены. Мы хотим создать учебные программы, которые позволили бы нашим высшим учебным заведениям выпускать специалистов, знающих толк в этих вопросах. К сожалению, есть опасения, что без активной поддержки правительства и Рижской думы внедрение проекта, стоимость которого оценивается в 10 миллионов латов, может растянуться лет на десять".

На рынке Евросоюза

В экономически развитых странах Европы объемы производства мебели падают. Если в 2001 году в Евросоюзе было произведено продукции на 82,2 млрд. евро, то в 2002-м — на 79,5 млрд. евро, а в 2003-м — на 76,8 млрд. евро. Самый большой спад производства наблюдается в Германии и Италии. Место не выдержавших конкуренции предприятий на рынке занимают производители из стран с низкой оплатой труда (в их числе и Латвия). Но и среди них идет война цен.

Возглавляют список стран—производителей мебели в Евросоюзе Италия (20,2 млрд. евро в 2003 году) и Германия (19,8 млрд. евро). Более чем в два раза отстают от лидеров Франция, Испания, Великобритания. Завершает список развитых стран Ирландия (0,5 млрд. евро). Латвия стоит последней в списке новых членов ЕС (139 млн. евро).

О продукции и производителях

Выпуском мебели в Латвии занимается около 400 предприятий. К крупным относят производства с годовым оборотом более 5 млн. латов, к средним — с оборотом в 1—5 млн. латов, к мелким — ниже 500 тыс. латов в год. Последние составляют 60—70 процентов всех производителей. Латвийские мебельщики выпускают как готовую мебель (60 процентов), так и детали для ее производства (40 процентов).

Делают мебель в основном из натурального (массива) дерева: сосны, березы, ольхи, дуба, ясеня. Самый большой объем занимает мебель из сосны и березы. Надо отметить, что именно ориентация на натуральное дерево позволила латвийским мебельщикам найти свое место на западном рынке.

Концентрируется мебельное производство в основном в Риге, где работают самые крупные предприятия Латвии. За столицей следуют Лиепая, Валмиера, Тукумс и Смилтене.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !