Попадая в город Лудза, так же как и в прочие населенные пункты района, кажется, что ты находишься не в Латвии, а где–нибудь в Псковской области. Те же русские избы с резными наличниками, обязательными скамейками–завалинками и внушительными воротами.
Да и названия деревень какие–то нелатышские, хотя и исполнены на государственном языке. Это Масленки, Березовки, Дубровки, Морозовки, Клешники и т. д. Что поделаешь, ведь испокон веку в этих местах жили в основном русские и белорусы.

Лишь в XX веке одним росчерком пера край был причислен к латвийскому государству. Но свой, особенный уклад жизни сохранился. Зато проблемы у селян во всей Латвии на удивление схожи.

В редакцию пришло письмо. Мария и Филимон Деруны десять лет назад купили в деревне Деглово маленький дом с землей, переехав на постоянное жительство из столицы. Домик потихоньку отремонтировали, построили баню, использовав в качестве душа бачок от стиральной машины "Рига".

Трубы сделали из лыжных палок, соединив их между собой. Сам домик обшили горбылем. Муж получает пенсию в размере 54 латов, а у Марии по нынешним законам еще пенсионный возраст не вышел. Ей еще только 57 лет.

Вот поэтому семья Дерунов и питается в основном крапивой и одуванчиками, готовя из них борщи, салаты и котлеты, а лечится только лекарственными травами. На врача у них денег нет. Вот уже 7 лет они живут без света, денег нет на оплату счетов.

До Блонты — волостного центра — 15 км. Автобус ходит только два раза в день — в 7 утра и в 7 вечера. Магазин в деревне отсутствует, автолавка приходит нерегулярно. Пожилым людям приходится отправляться утром в Лудзу за покупками на автобусе, а обратно от волостного центра идти пешком, перенося рюкзак и сетки с продуктами. На целый день корову, кур и поросенка не оставишь, да и что делать весь день в Лудзе.

Но это летом, а зимой, когда дороги заметет, деревня вообще оказывается отрезанной от мира. Власть замучила поборами. Все коровы должны быть обязательно пронумерованы, а собаки привиты. Но установка номера в ухо буренке стоит 2 лата, а прививка собаке — 2,5 лата.

После вступления Латвии в ЕС Филимон Дерун тоже решил претендовать на евросубсидии. Стали готовить документы. Он обратился к волостному землемеру за справкой, а тот заявляет, что землю надо снова перемерить, что будет стоить 40 латов.

Но последний раз землю измеряли только в феврале этого года, когда волость проводила перепись. Таких денег у Дерунов не нашлось. В конце письма нас приглашали приехать в Деглово и увидеть все собственными глазами.

Блонтская волость расположена в 10 километрах от Лудзы. Раньше, в советские времена, здесь был крупный колхоз, специализировавшийся на выращивании льна и молочном животноводстве и имевший центральную усадьбу в волостном центре.

Теперь он преобразован в паевое общество. Поселок Блонты застроен добротными ливанскими домиками. Видно, что здесь живут старательные люди. Во двориках цветочные клумбы, созревающие вишни заботливо укрыты сеткой. Брошенных строений не видно. На здании волостной управы развеваются флаги ЛР и ЕС. Но волостное начальство отсутствует. Лишь только в бухгалтерии женщина блуждает в дебрях латвийского Интернета.

"Да, мы знаем Дерунов, — утверждает собеседница, — они у нас не прижились, пишут во всевозможные адреса, всем недовольны". В волости проживает около 600 человек. Преимущественный род занятий — земледелие. Благодаря паевому обществу осталась кое–какая техника. Общество зарабатывает, оказывая услуги окрестным крестьянам по вспашке, сенокосу и жатве. "Деглово расположено вон там, за лесом. Но это депрессивное место", — загадочно сказала чиновница на прощание.

Смысл ее слов оказался понятен уже на месте. Казалось, мы попали в Чернобыльскую зону. Большинство домов было брошено. Вот добротное двухэтажное здание зияет разбитыми окнами. На фасаде вывеска "Деглевская библиотека Лудзенской районной централизованной библиотечной системы".

Но книг уже и след простыл. Наглухо заколочено и здание, где был когда–то магазин. Людей что–то не видно, даже дорогу спрашивать не у кого. Впрочем, возле автобусной остановки во дворе копается какая–то женщина.

"А Дерунов вы не найдете, они уехали на лето на Украину", — утверждает Галина Карпинская. Ее 14 лет назад в деревню привез муж из Витебска. Поэтому прежние времена женщина еще застала. В Деглово располагался колхоз имени Кирова. Был он достаточно богатым и занимался льноводством и животноводством. "У нас тогда клуб был, где кино показывали, почта, магазин, амбулатория, — вспоминает Галина, — автобус ходил регулярно. Да и народу хватало. А сейчас, — и моя собеседница начинает загибать пальцы, — осталось только 12 домов, где живут люди, в основном пенсионеры. Россия — вот она, рядом, в 10 километрах, но до нее не добраться".

В начале 90–х годов колхозное имущество растаскали быстро. Теперь же от прежней роскоши остались только проржавевшие таблички с номерами домов. В единственном многоквартирном двухэтажном кирпичном доме проживает только две семьи. Из всех благ цивилизации у них осталось электричество. Вода из колодца. Никакой власти в деревне нет. Если что произойдет, полиция приедет не скоро. Вот только если дозвонишься. Впрочем, телефон в деревне есть, да и в мобильнике зона тоже функционирует. Школьный автобус забирает двух учеников и везет их в Лудзу. Один направляется в латышскую школу, другой — в русскую.

Подобных малоперспективных деревень в Латгалии предостаточно. Что будет с ними, когда вымрут последние обитатели, не знает никто. Горожане ехать в эти места что–то не торопятся. Конечно, деревенская жизнь не из легких. Это же вам не дача, где надо только выкашивать траву да загорать в шезлонге.

Здесь даже уйти в запой не получится, за скотиной же надо ухаживать, а зимой вообще можно замерзнуть. Впрочем, жизнь в этих местах еще теплится. Возле некоторых домов видны следы жизнедеятельности. Там хозяин выкосил траву, там припарковался старенький трактор. Но хотя наступила самая горячая пора сенокоса, на лугах трава по–прежнему по пояс. От такой нетронутой природы в восторге аисты, орлы и прочая летающая и ползающая живность. В скором времени они и останутся единственными обитателями в округе.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!