Спецпредставитель президента РФ по Калининграду первое интервью для печати за рубежом дал газете "Вести Сегодня".
Дмитрия Рогозина уже называют "бульдозером внешней политики РФ". Он действительно занимается отстаиванием позиции России в мире по самым сложным проблемам — Чечни, правам русскоязычного населения в Балтии, ситуации в Косово… Недавно глава комитета Госдумы РФ по международным делам назначен спецпредставителем президента РФ по Калининградской области — самому "горячему" региону в свете расширения Евросоюза. Вчера, несмотря на занятость, Дмитрий Олегович нашел время для телефонного интервью "Вести Сегодня". Он связался с нами сразу после того, как закончил работу над докладом В. Путину по Калининграду и встретился в думском кабинете с американскими коллегами.

— Дмитрий Олегович, вы завершили работу над докладом президенту РФ по Калининградской области. Какова же позиция России в этом вопросе?

— У России, ее президента, а стало быть, и у меня, есть четкая позиция: граждане России должны иметь возможность и дальше беспрепятственно перемещаться по территории своей страны. То есть мы считаем недопустимым введение визового режима для жителей Калининградской области. Разумеется, мы будем отстаивать территориальную целостность, права и свободы граждан РФ. Ведь это совершенно логичная постановка вопроса: почему мы, наши граждане должны страдать от того, что кто–то решил "расшириться". Я имею в виду расширение ЕС, которое не должно происходить за счет "третьих стран".

Конечно, мы готовы искать общие подходы с Евросоюзом по этому вопросу, но наша "стартовая" позиция однозначна: никаких виз для жителей области. Представьте себе ситуацию, которая вполне может возникнуть: какому–то жителю отказывают в транзитной визе, и он не может попасть, например, к своему больному родителю. Это разве не абсурд? Это что, по–европейски? Я согласен с президентом Путиным, когда он говорит, что вопрос передвижения — не "техническая" проблема, как пытаются представить некоторые еврочиновники. Это вопрос соблюдения фундаментальных прав человека.

В качестве главного аргумента для введения визового режима Евросоюз называет… нелегальную иммиграцию. Якобы из Калининградской области в Литву, Польшу и другие страны ЕС хлынут потоки нелегалов. Но подобные утверждения лишены всяких оснований! Почему же сегодня, когда существует льготный режим передвижения, калининградцы не бегут в Литву и Польшу? Всем прекрасно известно, что основной поток нелегалов в Европу идет не из России, а из стран "третьего мира". Россия в этом смысле — совершенно "безобидная" для ЕС страна.

Не выдерживают критики и разговоры о том, что из области в Европу в массовом количестве помчатся наркодилеры, больные СПИДом и т. п. С проблемами наркомании и других опасных заболеваний страны ЕС столкнулись уже давно, без нашей помощи.

Хочу особо подчеркнуть, что Россия сама заинтересована в контроле своих границ, мы тоже хотим знать, кто выезжает и въезжает в Россию. Поэтому выступаем за трехсторонний контроль границ — Россией, ЕС и нашими литовскими или польскими соседями. Вообще все проблемы надуманы: скоро жители Калининградской области получат новые внутренние паспорта РФ с вкладышем, и их передвижение смогут легко контролировать пограничники стран ЕС. Пользуясь случаем, хочу выразить надежду и на то, что Латвия со своей стороны проявит благоразумие и дальновидность и все–таки найдет возможность облегчить визовый режим жителям Калининградской области. Ведь шаг нам навстречу — это одновременно шаг к улучшению межгосударственных отношений, к расширению экономических связей.

— А не случится ли так, что Россия все–таки смирится с позицией ЕС?

— Если заранее так пессимистично смотреть на ситуацию, то не стоит и переговоры вести. Я же остаюсь оптимистом, ведь и Евросоюз заинтересован в стратегических отношениях с Россией. Решение, устраивающее обе стороны, будет найдено — только не клерками, а руководителями России и стран ЕС.

— В связи с новой должностью вы более не будете заниматься другими проблемами? Например, вопросом прав соотечественников?

— С меня никто не снимал обязанности руководителя делегации России в ПАСЕ. Я по–прежнему буду внимательно следить за ситуацией с правами русскоязычных жителей Латвии, буду настаивать на возобновлении мониторинга со стороны ПАСЕ. Евросоюзу пора отходить от аморального принципа: права человека распространяются только на жителей стран ЕС. А права граждан РФ и ее соотечественников можно и не соблюдать.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!