Правительство утвердило вчера 7 из 8 представителей государства в правлениях Рижского и Вентспилсского портов. Исключением стал известный предприниматель Виестур Козиолс. Он хоть и выдержал устроенный Эйнаром Репше экзамен, но при голосовании не добрал одного голоса — премьерского.
Всех кандидатов премьер попросил удалиться за двери и входить по одному. Вызывали в алфавитном порядке. Каждый кандидат всходил на трибуну, в двух словах рассказывал о своем видении того, как должен развиваться тот или иной порт, а затем отвечал на вопросы премьера — одинаковые для всех претендентов. Госпредставитель должен был знать, например, какие документы определяют перевозку и обработку в портах химические грузы, кто такой главный стивидор и чем он занимается, какое расстояние должно быть от киля (середина днища корабля) до дна судоходного канала и т.д. Ни дать ни взять — вступительный экзамен.

Как и следовало ожидать, столь специфические вопросы были не по зубам большинству кандидатов. Первым в роли двоечника выступил Юрис Авотиньш, выдвинутый Министерством экономики в Вентспилсcкий порт. Если из дебрей первых вопросов г-н Авотиньш как-то выбирался, пытаясь отделаться общими фразами, то потом впал в совершенную прострацию, обреченно отвечая: "Не знаю… Не знаю".

Его сменил улыбавшийся Вилис Авотиньш, кандидат в Вентспилсский порт от Министерства среды. Он не сказал ничего определенного, упомянул про экологические проблемы и совершенно поник головой, заслышав вопрос о старшем стивидоре. На пятом вопросе Вилис Авотиньш внезапно побледнел и ухватился за трибуну, чтобы не упасть. Здоровье претендента — и без того неважное, а тут такой экзамен! "Надеюсь, я не виноват?" — пробубнил не на шутку разволновавшийся Эйнар Репше. Повисла пауза, во время которой г-н Авотиньш кое-как добрался до пустовавшего кресла главы МВД Мариса Гулбиса. Тут Ингрида Цирцене вспомнила, что она все-таки министр здравоохранения, пусть и с образованием врача-гинеколога, и бросилась на помощь, заставив "пациента" сделать несколько глотков воды и положить голову на стол. Экзамен для Авотиньша, таким образом, прекратился в силу "естественных причин".

Не блеснул знаниями и Гатис Декснис (Вентспилсский порт, Министерство сообщений). На этом фоне эффектно выглядел Виестур Козиолс (Рижский порт, Министерство экономики), который в правлении столичного порта представлял государство последние несколько лет. Господинн Козиолс грамотно и доступно обрисовал проблемы столичного порта и пути их решения, не ударил в грязь лицом и отвечая на каверзные вопросы премьера. Кстати, Репше зашел так далеко, что не постеснялся спросить у претендента о его возможных бизнес-интересах в столичном порту. (Здесь стоит упомянуть слухи о том, что вице-премьер Айнар Шлесерс до сих пор не отказывает в посильной помощи Козиолсу, бывшему партнеру по бизнесу.) Ни один мускул не дрогнул на лице Козиолса — он отрицал все.

Зато к Владимиру Макарову (Рижский порт, Министерство сообщений), последний год представлявшему интересы страны в Вентспилсском порту, премьер отнесся с пониманием. "Я понимаю, — сочувственно говорил Репше, — ведь вы не работали в Рижском порту и не должны знать ответы на мои вопросы".

Кандидат в Рижский порт от Минфина Павел Ребенок очень красиво говорил "по бумажке". Потом не удержался, чтобы не рассказать о том, что закончил Морскую академию. "А почему вы в море не ходите?" — поинтересовался у Ребенока министр сообщений Роберт Зиле. "Мои знания могут пригодиться и на суше", — сказал как отрезал претендент. Неплохо экзамен выдержал и Виестур Силениекс (Вентспилсский порт, Минэкономики).

Во время 10-минутного перерыва мэр Риги Гундар Боярс, также пришедший на заседание правительства, прокомментировал увиденное: "Весь этот организованный премьером допрос, по меньшей мере, некорректен. Мало того, что вопросы были хаотичными, так они еще и не соответствовали тому, о чем надо было бы спрашивать кандидатов!" — сказал журналистам Боярс. Он, кстати, заявил, что не собирается отказываться от претензий к премьеру, на которого пожаловался Генпрокуратуре за задержку в работе Рижского свободного порта, и в случае утверждения госпредставителей.

Спустя полчаса министры их утвердили, за исключением одного — Виестура Козиолса. Голоса министров по его кандидатуре разделились поровну, и мнение премьера оказалось решающим. После минутного молчания Репше заявил, что "к сожалению, вынужден ответить отказом". Остальные претенденты были утверждены либо большинством голосов, либо единодушно.

Министр экономики Юрис Луянс тут же заявил, что заменить Козиолса ему пока некем: "Будем думать".

Кстати, вчера провалилась-таки задумка Эйнара Репше назначить госпредставителей на условиях ротации. Т.е. те, кто претендует на место в правлении Рижского порта, пойдут в правление Вентспилсского, и наоборот. "Чтобы действительно избежать малейшего подозрения в конфликте интересов", — пояснял Репше. На это согласились лишь кандидаты от Минфина и Минсообщений. Остальные деликатно отвечали отказом при поддержке выдвинувших их министров, поэтому премьер был вынужден отступить.

Виестур Козиолс:

— Мне самому хотелось бы понять, почему меня не утвердили. Это надо спрашивать у Эйнара Репше. Вопросы, задаваемые мне, не имели никакого отношения к порту. Меня, например, спрашивали о кредите, который я лично получил в 1993-1994 годах. Какое это имеет отношение к портовой деятельности?! И идею Эйнара Репше о ротации (о перекидывании членов правления из Рижского порта в Вентспилсский, и наоборот. — Прим. ред.) я считаю неправильной. В чем ее смысл? Ведь нужно несколько месяцев только чтобы ознакомиться и разобраться с делами.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!