Заметим сразу: эта добрая улыбка погубила или, говоря более мягко, ввела в заблуждение многих даже маститых политиков. Ведь за этой маской милой дамы преклонных лет действительно скрывается человек достаточно жесткий, своенравный, властный, с весьма тяжелым характером. В общем, классический пример "железной леди". Но, может, такой и должна быть женщина–президент? Может, по–другому с мужчинами–политиками, которые фактически и правят страной, нельзя?
В домашнем платье и с двойным гражданством

Сегодня Вайра Вике–Фрейберга проведет свою последнюю пресс–конференцию на президентском посту. Она подведет итоги 8–летней работы в качестве главы государства. Накануне отчета самой ВВФ мы решили представить читателям свой взгляд на эти долгие (короткие?) годы правления вчерашней эмигрантки из Канады.

Время летит просто с бешеной скоростью: еще, казалось, совсем недавно в такой же жаркий поздний вечер Вайра Вике–Фрейберга перешагнула порог сейма, чтобы менее чем через час выйти оттуда главой государства. Нет, если быть совершенно точным, то тогда — 17 июня 1999–го около 22 часов — подавляющее большинство латвийцев и не подозревало о существовании такой дамы по фамилии Вике–Фрейберга. Она вошла в здание сейма под ручку с профессором Боярсом. Даже многие депутаты не поняли, что по лестнице парламента поднимается будущий президент. ВВФ так спешила в парламент, что даже не успела подумать о подобающем гардеробе. Так она и встретила известие о своем избрании президентом — в домашнем ситцевом платьице и тапочках.

Темная лошадка из Канады

Сказать, что у ВВФ не было политического опыта, — ничего не сказать. Будущий президент вообще никогда не занималась политикой, не состояла на государственной службе, к тому же в Латвии из своего на тот период 61 года жизни провела лет 9 (из них 7 лет — в довоенной и военной Латвии). Новоиспеченный (в 1999 году) президент ЛР даже не имела своей квартиры в Риге и ютилась у родственников. К моменту избрания главой государства ВВФ являлась еще и гражданкой Канады — процесс отказа от гражданства президент начала уже после своего избрания.

Беспартийная ВВФ в тот момент была компромиссной фигурой, как и только что избранный президентом Валдис Затлерс. И тогда политики, предложившие ее кандидатуру, надеялись, что она будет благодарна им за такой подарок (президентский пост) в течение всего своего президентства. Они явно просчитались, что немудрено, ведь и для них, как и для всего народа, ВВФ была темной лошадкой. Они не знали ни ее характера, ни ее возможностей.

Неручной президент

Нет, конечно, ВВФ, особенно в своей первый президентский срок, не воевала с парламентом — будучи умным человеком, она прекрасно понимала, чем в парламентской республике заканчиваются попытки главы государства переступить черту. И тем не менее она не стала совершенно ручной, как на то надеялись депутаты.

Уже спустя несколько месяцев после своего вступления на пост президента ВВФ совершила "дерзкий" (по тем временам) поступок — отказалась провозгласить и вернула на доработку новый Закон о госязыке! Закон, который создали, который поддерживали "тевземцы" — одна из трех партий, выдвинувших ВВФ на пост президента. "Тевземцы" были в шоке от такой чудовищной неблагодарности. Но ВВФ посчитала (не без помощи, правда, европейских организаций), что закон в таком виде нарушает права нацменьшинств и препятствует свободному предпринимательству. Напомним, что первоначальный вариант Закона о госязыке позволял жестко контролировать "по языку" и частный бизнес.

Отметим, что еще не раз затем ВВФ возвращала сейму законы, направленные фактически на ущемление нелатышского населения. Так, в 2005–м ВВФ жестко заявила, что не подпишет изменения в Законе об образовании, которые гласили: на языках нацменьшинств в общеобразовательных школах можно преподавать только предметы, связанные с культурой и традициями нацменьшинств. Таким образом, правящая элита хотела ввести языковую пропорцию 90:10, то есть русские школы мгновенно были бы облатышены. Под давлением президента и противников реформы русских школ политики были вынуждены ввести формулу 60:40. Впрочем, и этот вариант достаточно вреден для развития образования нацменьшинств. Но ВВФ всегда знала, до какой степени она может давить правящих политиков, заставить их вернуться к старой языковой политике в русских школах президент не могла. Да и не хотела — не стоит забывать, что ВВФ все–таки достаточно национально настроенный человек.

Гипноз от ВВФ

ВВФ, нужно отдать ей должное, будучи психологом, прекрасно владеет приемами пиара, и довольно быстро ей удалось завоевать симпатии массмедиа, а через них и симпатии значительной части населения, особенно латышского. Для пущей же популярности у народа она даже предприняла попытку… коллективного гипноза. В историю войдет ее выступление на Празднике песни, когда ВВФ в перерыве между концертами стала внушать многотысячной толпе: "Мы самые сильные, мы самые великие, мы все сможем". Потом журналисты еще долго пеняли ВВФ за попытки гипнотизировать население.

Примечательно, что больше всего ошибок ВВФ сделала не в первый свой президентский срок, а во второй, то есть уже набравшись опыта управления страной. Чего стоит горячее желание президента и ее супруга заполучить ценный земельный участок в центре Юрмалы, недалеко от президентской резиденции. Если бы не шум, поднявшийся в прессе, президентская чета сегодня наверняка бы уже закончила строительство особняка в Майори. Но когда разразился скандал, муж ВВФ — Имантс Фрейбергс (именно он пытался решить земельный вопрос с Юрмальской думой) отказался от притязаний на вдруг случайно обнаруженный земельный надел. "Я увидел пустой участок земли и обратился в Юрмальскую думу, дабы узнать, нельзя ли его взять в аренду. К моему удивлению, земельный участок оказался свободным" — примерно так пояснял прессе "земельный вопрос" профессор Фрейбергс. Он, кстати, недавно был награжден орденом Трех Звезд. Интересно, орден профессору Фрейбергсу будет вручать его супруга?

Как прожить на 2 тысячи латов?

В памяти людской останутся и совершенно умопомрачительные перлы в исполнении уходящего уже президента. Чего стоит заявление ВВФ о том, что президентской зарплаты ей с трудом хватает на жизнь. Если бы не канадская пенсия, то не на что было бы покупать одежду для приемов и сумочки (а сумочки у ВВФ действительно очень стильные). Отметим, что, когда ВВФ делала это признание, ее зарплата достигала 2 тысяч латов плюс доплата на презентационные расходы. В тот период средняя зарплата в стране не превышала 200 латов…

Ну и, конечно, верхом "дипломатии" было заявление ВВФ о праздновании Дня Победы ветеранами. Ее пассаж о "водке, вобле и частушках" обошел все российские издания. Кстати, не в привычке ВВФ извиняться за свои порой неловкие высказывания. И тогда, после "воблы и водки", ветераны, да и все, для кого память о Великой Отечественной свята, не услышали извинений от главы государства. Лишь недоумение: неужто это могло кого–то обидеть?

"Московский" ход президента

Самое поразительное, что именно ВВФ, а не ее коллеги из Таллина и Вильнюса, поехала в Москву на празднование 60–летия Победы. Кажется, еще тогда, в 2005 году, она поняла, что пора уже Латвии заканчивать холодную войну с Россией. Правда, опять–таки будучи хитрым политиком, ВВФ и из этой своей поездки попыталась извлечь максимум пользы с точки зрения международной политики. Еще в январе 2005–го, объявив о намерении участвовать в праздновании в Москве, ВВФ развернула настоящую международную кампанию по признанию странами Запада факта оккупации Латвии Советским Союзом. Из некоторых лидеров западных стран действительно удалось выбить слово "оккупация", некоторые, впрочем, предпочли говорить об аннексии и инкорпорации, но главный пропагандистский эффект был достигнут — ВВФ внушила Западу, что, решив поехать в Москву, чуть ли не переступила через себя.

Впрочем, особых успехов на восточном направлении ВВФ не достигла. Да и, если быть объективным, не могла достичь. Россия, ее менталитет, ее особенности были просто чужды президенту ЛР. Она не могла понять эту страну. Зато западную цивилизацию, разумеется, ВВФ знала прекрасно, поскольку сама к ней принадлежала. И результаты здесь действительно налицо — это и вступление Латвии в ЕС и НАТО, и приглашение самой ВВФ выступить перед конгрессом США. Это было первое выступление лидера стран Балтии перед парламентом супердержавы.

На пенсию или на новое место работы?

Вообще, как представитель маленькой страны, как женщина, она, и этого нельзя отрицать, добилась весьма неплохих результатов на международной арене. ВВФ была спецпредставителем генсека ООН по реформе данной организации, она даже баллотировалась на пост генсека ООН. Самое удивительное, что после такой бурной деятельности на посту президента Латвии ВВФ, находящаяся на дружеской ноге с президентом США и рядом других лидеров, до сих пор не получила выгодного предложения о дальнейшем трудоустройстве. Хотя странно представить ВВФ в роли простой латвийской пенсионерки, сидящий у телевизора в своей новой казенной квартире на улице Бривибас… А может, предложение о трудоустройстве в какой–нибудь международной структуре уже поступило, просто ВВФ предпочитает об этом пока не распространяться? Что ж, ждать осталось недолго, ведь уже ровно через месяц ВВФ перестанет быть президентом ЛР.

Шумно уйти, чтобы… вернуться

Хороший актер должен уходить или красиво, или… громко хлопнув дверью. ВВФ выбрала второй вариант — она наделала много шума и заставила дрожать всемогущую правящую элиту, решив инициировать референдум по изменениям в законы о спецслужбах. Еще пару недель назад политики вообще всерьез думали, что ВВФ запустит процедуру роспуска сейма. Как говорится, если тебя уважают — значит, боятся. ВВФ заставила себя уважать. Впрочем, уважение может начать таять буквально сразу после ухода ВВФ в отставку. Наши политики тут же начнут вспоминать и о грехах бывшего президента. Кстати, это может вынудить ВВФ ринуться в политику и даже создать собственную партию. Это, согласитесь, будет интересное продолжение карьеры "железной леди" с обманчиво доброй улыбкой.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!