Второй год подряд в европеизацию латгальской деревни вбухиваются десятки миллионов латов. В виде дотаций, субсидий, средств из европейских фондов, выделяемых на многочисленные проекты.
Депрессивный регион во что бы то ни стало решено хоть за уши, да подтянуть до стандартов Европы. Для крестьян наступает самая горячая пора. Не только в плане посевной. Все претенденты на европейские деньги должны подготовить и сдать кипу необходимых документов до 15 мая. В прошлом году на субсидии в Латгалии рассчитывали примерно 20 тысяч крестьянских хозяйств. Однако десять процентов из них вместо получения денег попали под европейскую "раздачу".

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день…

В редакцию "Вести Сегодня" постоянно приходят письма от разобиженных латгальских крестьян. Тема одна — субсидии. Кто–то по ошибке крестик поставил не в той графе, другие не знали, что помимо обработки указанной в документах земли нужно приводить в порядок прилегающую территорию, третьи ошиблись в расчетах. Результат у всех получился тоже один — вместо ожидаемых денег им пришли квитанции с начисленными штрафами по 100–200 латов — суммы для большинства латгальских крестьян огромные. На вопросы жителей села, как подобное вообще могло произойти и правомерны ли действия чиновников, трудно ответить по той простой причине, что все крестьянские письма — анонимные. Люди из глубинки по старинке боятся, что из–за огласки они впредь не смогут претендовать на европейские деньги. Однако конкретный пример все же есть. "Вести Сегодня" удалось встретиться с одной из пострадавших — жительницей Науенской волости Даугавпилсского района Ингой Т., оштрафованной на 115 латов.

Инга рассказала:

— Когда еще только начали вести разговоры о том, что крестьянам будут выделяться субсидии, я оказалась в первых рядах. Много сталкивалась в своей жизни с бюрократией, поэтому заранее интересовалась, какие документы нужно оформлять, куда их подавать и т. д. Но меня успокоили: мол, в волость приедут чиновники, которые подробно обо всем расскажут. В прошлом году нас действительно приехали просвещать специалисты. Любопытно, что собравшимся крестьянам на словах ничего не говорилось. Каждому пришедшему под расписку была выдана "Рабочая тетрадь крестьянина", которой нам и следовало руководствоваться. Самостоятельно в ней разобраться было очень трудно и мне, хотя я человек образованный, с госязыком проблем нет (я по национальности латышка). Но моих бедных соседей, чередой шедших ко мне в дом за разъяснениями, нужно было видеть! Консультантов нет, информации никакой. К примеру, местные крестьяне слышат, что Европа выделяет на сельское хозяйство большие деньги, но на что конкретно и как эти деньги можно получить — для всех большая загадка. Если честно, то мне пришлось долго мучиться, чтобы оформить документы на субсидию, но я все же успела подать их в срок. Стала ждать денег. В том, что я их получу, у меня не было сомнений: соседи не дадут соврать, моя усадьба в волости одна из самых ухоженных. Когда же соседи один за другим начали получать деньги, а мой банковский счет оставался по–прежнему пустым, я позвонила в региональный департамент сельского хозяйства. Спрашиваю: когда перечислят деньги? А мне в ответ: "Ах вы еще и денег хотите?!" И через пару дней прислали квитанцию со штрафом. Оказалось, что я, во–первых, при заполнении документов неверно указала площадь земли, хотя брала данные из собственной Земельной книги, а во–вторых, не вырубила прилегающий к моей земле кустарник… Хотя о том, что я должна была это сделать, просто не знала. В аналогичную ситуацию попали многие мои соседи. Абсурд какой–то: нам из Европы еще ничего не успели дать, а уже забирают последнее. Штраф я, конечно, заплачу. Но в этом году ни на какие субсидии претендовать уже не буду. Чтобы штрафов не платить. Однако меня все же интересует несколько вопросов. К примеру, каким образом контролерам удалось точно замерить мою землю, если я их не видела? Куда денутся наши штрафы и нераспределенные средства? Планируется ли что–нибудь изменить в вопросе просвещения села или нас специально держат в неведении, чтобы на евроденьги претендовало как можно меньше людей?

Все — в деревню!

С этими вопросами "Вести Сегодня" обратилась в Даугавпилсское крестьянское информационное бюро, работающее уже на протяжении нескольких лет. Начальник бюро Виктор Каланс рассказал, что для контроля за обрабатываемыми площадями используется специальный прибор — маленький полевой компьютер, поддерживающий связь со спутником. Поэтому контроль осуществляется быстро и проводится очень точно. Нераспределенные за прошлый год средства будут освоены в этом году. А что касается просвещения латгальского села, то государство об этом уже позаботилось. 1 апреля Министерством земледелия выделены средства на улучшение информации на селе, для чего планируется обучить несколько сотен консультантов. Только в этом году будут обучены и приступят к работе 100 человек, которые, по задумке, станут связующим звеном между чиновниками и крестьянами. А Европа, в свою очередь, во многом Латгалии поможет…

Оказывается, напрасно латгальские крестьяне судачат, что европейцы спят и видят, как бы задушить латвийское село. По словам Виктора Каланса, цели у ЕС совсем другие: искоренить в латгальском селе пьянство, уменьшить количество занятых в сельском хозяйстве за счет повышения эффективности производства, развивать предпринимательство на селе, омолодить латгальскую деревню. Деньги на эти цели выделяются очень большие.

Рассказывает Виктор Каланс:

— Благодаря финансовой поддержке Европы сельская территория сегодня становится выгодной как для крестьян, так и для горожан. К примеру, если горожанин размещает свое производство на селе, то он может рассчитывать на 50% финансирования из европейских фондов. А для жителей села, обрабатывающих не менее 1 га земли, предусмотрены многочисленные субсидии. Если раньше Министерство земледелия выдавало субсидию 16 латов на 1 га земли, то теперь эта сумма составляет порядка 100 латов — в зависимости от проводимых на земле работ. Так, за 1 га ухоженной земли крестьянин получит 18 латов, за зерновые — 65 евро за гектар, за поле травы для скота — и за траву, и за корову, и за молоко. К тому же на Латгалию выделяется отдельная дотация — от 20 до 50 латов за гектар (в зависимости от зон) — как депрессивному региону.

Работай — деньги будут

— Насколько депрессивному?

— В 2000 году был проведен опрос латгальских крестьянских хозяйств, в результате которого выяснилось: средний возраст наших крестьян — за 60 лет. И ни для кого не секрет — регион у нас сильно пьющий. Для того чтобы омолодить латгальское село и покончить с пьянством, Европой многое делается. Существует программа для молодых крестьян "25 тысяч евро в одни руки". Деньги выдаются на покупку техники или на начало своего дела с одним условием: человек должен после получения этих денег 5 лет заниматься сельским хозяйством. Желающих очень много. С 1 июля начнет осуществляться очень большое мероприятие — преждевременное пенсионирование крестьян. Оно рассчитано на людей, которые не менее 10 лет отработали на селе и достигли 55–летнего возраста. При передаче своего хозяйства детям или другим, более молодым, людям крестьянин может досрочно уйти на заслуженный отдых. Кстати, пенсии весьма солидные. У простого работника, за которого платили соцналог, — 92 лата, у собственников — от 180 до 800 латов, в зависимости от размеров передаваемого имущества.

— А каким образом планируется покончить на селе с пьянством?

— Повышением инициативности у людей. С осени этого года начинает работать программа "Лидер", рассчитанная на безработных людей с хорошими идеями. К примеру, хочешь привести в порядок площадку для детей, найди единомышленников, напиши проект — и получишь на это деньги. Успешный опыт у нас уже есть: в Даугавпилсском районе работал похожий ирландский пилот–проект.

— За неправильное составление проектов людей случайно не оштрафуют так же, как многих латгальских крестьян при раздаче субсидий?

— В худшем случае — денег не дадут. Что же касается штрафов, то их в основном получили несознательные крестьяне, отправившие документы "на авось", намеренно завысившие площади. В надежде, что их не проверят, а правда не вскроется. Европа выделяет для Латгалии большие деньги. Но эти деньги просто так получить нельзя. Нужно хорошо потрудиться. Будешь прилежно работать — деньги обязательно будут.

Ох как хотелось бы в это верить! В большие пенсии для крестьян. В помолодевшее, развивающееся латгальское село. В непьющую деревню. Кстати, в Даугавпилсском районе ее внешний облик уже изменился: куда–то исчез бурьян у дорог, а ближайшие к Даугавпилсу поля "расчесаны" на европейский манер. Подобного здесь даже во времена колхозов не было. Любо–дорого смотреть. Интересно, а как она там, бедная латгальская деревня, в самой глубинке? Еще не везде электрифицированная, но уже европейская. Это звучит смешно или гордо?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!