Вчера в Канцелярии президента состоялось совещание заинтересованных сторон — как сторонников, так и противников принятых недавно поправок к Закону о радио и ТВ. Напомним: суть предложения TB/LNNK заключалась в праве Кабинета министров вводить ограничивающую процентовку в случае "угрозы государственному языку".
Фракция ЗаПЧЕЛ попросила президента поправку не провозглашать, ведь прошлым летом Конституционный суд признал незаконной процентную норму для частных СМИ!

Депутат Эдгарс Яунупс (Jaunais laiks) был в числе наиболее ярых сторонников поправки. По его мнению, "если в Даугавпилсе уже есть 5 радиостанций, вещающих на русском языке, то при выделении новой частоты можно записать в условиях конкурса, что станция должна вещать по–латышски". "Частоты — это национальное богатство!" — считает Э. Яунупс. Ну а каким образом будет определяться статус "угрожающей ситуации"? "Если из Даугавпилса в адрес Кабинета министров будет получено 15 000 писем о том, что латышский язык там под угрозой".

Правда, Э. Яунупс оговорился: ограничения не должны касаться уже работающих СМИ. Также они не должны распространяться на иностранные каналы, ретранслируемые по кабельному ТВ без изменения содержания. Вместе с тем участники совещания, среди которых были представители юридического бюро сейма, Госбюро по правам человека, секретариата по делам интеграции, заметили, что Первый Балтийский канал является зарегистрированным в Латвии электронным СМИ, вещающим через спутник и кабельные сети, так что он, в принципе, может под ограничения попасть.

Заместитель председателя Национального совета по телевидению и радиовещанию Айварс Беркис заявил:

— Мы до сих пор живем в русском информационном пространстве! 400 000 — половина всех семей Латвии — смотрят кабельные сети, в которых 35% каналов идут на русском языке, 30% — на английском, 23% — на немецком и только 10% — на латышском. Я, живя в своем Кенгарагсе, имею 5 латышских каналов и 15 вещающих по–русски. Надо, чтобы в коммерческом ТВ и радио в независимой Латвии не происходила русификация!

Руководитель телеканала TV–5 Гунта Лидака выступила против политизации проблемы. "Это рынок, и никакой закон не изменит того, что русские СМИ представлены больше. Искусственным волюнтаристским способом регулировать ситуацию нельзя. Любой бизнесмен, который скажет: я хочу создать латышское телевидение в Даугавпилсе — обречет себя на самоубийство. Кабинет министров, в котором нет представителей нацменьшинств, может сказать: не вещайте или вещайте так, как мы скажем…" Г. Лидака также назвала рейтинг каналов среди русскоязычных зрителей ЛР: "НТВ–Мир", "РТР–Планета", Первый Балтийский и ТV–5. "Если вы ограничите нас, то вся русская аудитория уйдет на кабельные каналы", — предсказала телебосс.

Спор разгорелся и вокруг юридической подоплеки нового закона. Представитель минюста назвала "плохой практикой" то, что Кабинет министров нагружается новыми функциями, которые не прописаны до конца в законе. Непонятны и критерии — что же такое эта "особая ситуация" госязыка? В случае окончательного вступления закона в силу возможны новые иски в Конституционный суд, ведь будут задеты как предприниматели, работающие в области электронных СМИ, так и потребители информационных услуг. Единственное, на что можно будет надеяться, так это на добрую волю правительства, а еще на то, что национальные политики не начнут строчить массовые петиции об угрозе несчастному "притесняемому" госязыку…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!