Вчера спикер сейма и без пяти минут комиссар Евросоюза по налогам и таможенному союзу Ингрида Удре ненадолго прилетела в Ригу из Рима, где накануне она неожиданно получила благословение от Иоанна Павла II.
— Г–жа Удре, вы уже полностью погрузились в подготовку к новой должности еврокомиссара или еще пока остаетесь латвийским политиком?

— До утверждения Европарламентом нового состава Еврокомиссии я продолжаю исполнять функции спикера сейма и именно в этом качестве вчера принимала участие в конференции женщин–парламентариев в Ватикане. Это была очень престижная конференция, в которой участвовали представительницы 140 стран. Ожидалось, что на конференции зачитают приветствие от Папы Римского. Но он решил сам присутствовать на форуме. И мне от имени конференции было поручено выступить с докладом, после чего Иоанн Павел II меня обнял и благословил! Это совершенно непередаваемые ощущения, такое бывает только раз в жизни! Я и сейчас еще пребываю под впечатлением от этой неожиданной встречи с Папой Римским.

Такие же ощущения я испытала несколько месяцев назад, когда прикоснулась к иконе Тихвинской Божьей Матери. Кажется, как будто ты заново родился, на душе становится очень светло.

В том, что меня благословил Иоанн Павел II именно накануне вступления в должность еврокомиссара, я вижу добрый знак. Вы спросили, остаюсь ли я еще латвийским политиком? Конечно! И в Брюсселе я не собираюсь терять связь с Латвией. Буду внимательно следить за ситуацией в стране, по мере возможности приезжать в Ригу. В общем, я еще вернусь в Латвию!

— Как вы готовились к "допросу" в Европарламенте? Напомнила ли вам эта процедура школьные экзамены или экзамены в университете?

— Вы знаете, то, что происходило в Европарламенте, — это намного сложнее вузовских экзаменов. Ведь в университете точно известно, какие вопросы могут быть в билетах. Остается только все хорошо выучить. Здесь же я могла только предполагать, что захотят у меня спросить европарламентарии. А спросить они могли все что угодно — и по конкретной сфере, за которую мне предстоит отвечать, и по латвийским внутренним делам… Поэтому пришлось часами изучать всю информацию. Мне очень помогли сотрудники гендиректората Еврокомиссии по налогам. С их помощью я изучила всю налоговую специфику ЕС, проблемные моменты в отдельных странах ЕС. Налоги — крайне сложная сфера. Вы знаете, что сейчас ведутся разговоры о каких–то единых налогах (гармонизация налоговой системы) во всех странах ЕС. Я все–таки склоняюсь к тому, что налоги находятся в компетенции национальных правительств каждой страны. Другое дело, что можно подумать о том, что если бизнесмены инвестируют средства в другую страну, то они могли бы платить налоги исходя из системы, которая существует в их родной стране. Например, если бизнесмен, скажем, из Польши открывает бизнес в Латвии, то он мог бы платить налоги по польской схеме. Разумеется, это правило стоит распространить именно на малый и средний бизнес.

Но пока это только идеи для обсуждения. Важно отметить, что все решения в Еврокомиссии принимаются на основе консенсуса, после консультаций с правительствами стран ЕС. Однако очевидно и то, что консенсуса по многим вопросам, в том числе и по налогам, иногда достичь просто невозможно. В общем, работа предстоит очень трудная.

— Над вами довлело то обстоятельство, что ваш "допрос" в Европарламенте транслировался на всю Латвию в прямом эфире?

— Согласитесь, это уникальная возможность для политика — три часа в прямом эфире отстаивать свою точку зрения! Все жители Латвии, которых интересовало мое выступление, могли получить полное представление о кандидате в еврокомиссары от Латвии, могли узнать о моей позиции по тому или иному вопросу. Кто еще из латвийских политиков когда–либо имел такую возможность находиться в прямом телеэфире три часа?

Экзамену предшествовали и многочисленные встречи в Европарламенте — я беседовала и с председателями профильных комитетов, и с координаторами политических групп.

— В вашей компетенции будут и вопросы взаимоотношений с соседями Евросоюза?

— Да, я буду вести переговорный процесс и по вопросам таможни, налоговых барьеров со странами, которые или тесно сотрудничают с ЕС, или непосредственно граничат с ЕС. Это такие страны, как США, Китай, Индия, Россия, Украина, Молдова… Конечно, в каком–то смысле мне будет легче строить диалог со странами СНГ — ведь мы когда–то находились в рамках одного государства. Разумеется, знание русского языка — это преимущество в моей работе в Брюсселе. Основной же мой рабочий язык — это английский, я продолжаю учить и французский.

— Перед самым вашим отъездом в Брюссель вы выступили инициатором посещения депутатами сейма премьерного спектакля в Рижском театре русской драмы. Это весьма редкое событие — когда парламентарии посещают русский театр…

— Я встретилась с директором Театра русской драмы Эдуардом Цеховалом, и он мне рассказал об уникальном проекте — спектакле на двух языках "Не боюсь Вирджинии Вульф". Такого в истории латвийского театра еще не было, да и в Европе, я думаю, это нечастое событие, когда на одних театральных подмостках готовятся сразу две премьеры одного спектакля на двух языках. Я посчитала эту инициативу очень полезной, особенно для интеграции общества. Ведь культура, в частности, театр, — это один из лучших способов сближения латышской части населения и нацменьшинств. На самом деле и у латышских семей, и у русских одни и те же проблемы. Просто зачастую мы говорим о них на разных языках.

— Вы уже начали формировать свое бюро в Брюсселе?

— Фактически этот процесс начался совсем недавно, после моего экзамена в Европарламенте. В моем бюро согласился работать руководитель бюро нынешнего комиссара по налоговой политике г–на Болкенштейна. В Брюссель отправляется и моя многолетняя помощница в сейме. Также я пригласила консультировать меня по вопросам связи с парламентами главу комиссии сейма по европейским делам Оскара Кастенса. Он в свое время работал спецкорреспондентом в Брюсселе, у него хорошие связи с самой большой группой Европарламента — фракцией Народной партии. С самого начала моим советником стал бывший посол Латвии в ЕС Андрис Пиебалгс, имеющий громадный опыт работы в Брюсселе.

— Ваш прогноз: как долго проработает правительство Эмсиса?

— Рискну предположить, что это правительство доработает до самого конца полномочий нынешнего сейма. Рецепт стабильности данного правительства очень прост — его возглавляет центрист, и позиция кабинета Эмсиса по многим вопросам выраженно центристская. Правительство умеет находить баланс в решении многих проблем, самое же важное — правительство решает насущные социальные проблемы.

— Г–жа Удре, вы едете в Брюссель одна или с вами переезжает вся семья?

— Мой старший сын продолжает учебу в Эстонии, а младший едет со мной — он будет учиться в средней школе в Брюсселе.

— Успехов вам на новом посту — будем надеяться, что Европарламент в ближайшие дни утвердит новый состав Еврокомиссии!

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!