Секретный документ

Ежегодно на закупку техники для инвалидов государство выделяет примерно 1,5 млн. Ls. До 2000 года распределением этих средств занимался Фонд социальной помощи. Однако осенью 2000-го министр благосостояния Андрей Пожарнов издал указ, по которому привилегия распоряжаться бюджетными деньгами перешла к госфирме — новообразованному Центру технических вспомогательных средств. Немного странно, что на указе министра о реформе стояла пометка "не подлежит публикации". В результате рождение новой структуры и ее деятельность проходили в интимной обстановке чиновничьего междусобойчика.

Первым делом работники ЦТВС обустроили себе рабочие места, а потом организовали конкурс — на поставку техсредств инвалидам (протезов, колясок, слуховых аппаратов и прочего оборудования). При этом они приложили все усилия, чтобы госзаказы получили "свои" фирмы. Иначе результаты аукциона расценить невозможно.

Едина в трех лицах

Без лишних эпитетов основные нарушения конкурса были описаны в заключении комиссии Госконтроля. Во-первых, директор ЦТВС Инесе Приекуле практически единолично руководила проведением конкурсов. Она была и председателем комиссии, и составительницей правил конкурса, она же их утверждала, она же заключала договоры. Ревизоры сделали осторожный вывод, что это могло дать основу "конфликту интересов и необъективному принятию решений".

Во-вторых, правила аукциона, составленные г-жой Приекуле, были признаны "поверхностными". В приглашениях претендентам на госзаказ и в правилах конкурса содержалась противоречивая информация. В итоге заявка была принята даже у фирмы Medika Pluss, зарегистрированной всего за три недели до аукциона. Хотя в приглашениях говорилось о том, что претендент должен работать на рынке как минимум 2 года.

В-третьих, не была составлена таблица для оценки предложений. Может, уже заранее было известно, кто победитель?

В-четвертых, госзаказ получили вовсе не те организации, которые давно и успешно снабжали инвалидов. Например, "прокатили" Госцентр протезирования с научной базой, на которой готовились специалисты для Медакадемии, не получила заказов и Лаборатория атипичного протезирования РТУ, которая занималась самыми сложными случаями инвалидности. Зато победили неизвестные фирмы — вроде AT Latvija, товар которой в момент проведения конкурса даже не был лицензирован.

И в-пятых, г-жа Приекуле заключила странный договор с фирмой Medika Pluss (разумеется, та оказалась в списке победителей — зря что ли ее перед самым конкурсом создали?). Несмотря на то, что госзаказ по одной из позиций предусматривал закупку всего на 2 тыс. Ls, контракт с нею был заключен на сумму в 6 тыс. Ls. В целом же Medika Pluss должна была поставить техники на 189 тыс. Ls.

В результате, как водится, пострадали люди-инвалиды. В середине мая они даже устроили пикет возле ЦТВС. Среди основных жалоб — качество протезов и бюрократические сложности в их получении…

Предвыборная лихорадка

По информации "Телеграфа", создание подобной кормушки в то время было жизненно необходимо партии ТБ/ДННЛ. Министерство благосостояния и вся медицина традиционно считаются "тевземской" отраслью. Поэтому перед муниципальными выборами теплые места получили именно сочувствующие ТБ/ДННЛ.

Как на условиях анонимности пояснил "Телеграфу" источник в Министерстве благосостояния, они должны были проконтролировать, чтобы среди победителей было по возможности больше своих — тех, кто косвенно участвовал в предвыборной компании в Рижскую думу. Однако именно благодаря намечавшимся выборам оппоненты "тевземцев" сделали все возможное, чтобы раздуть из этого скандал. Благо, в комиссии Сейма по социальным делам хватало "народников", социал-демократов и "запчеловцев".

Именно комиссия натравила на ЦТВС Госконтроль. А после выборов большинству стало не до инвалидов. Впрочем, депутат от ЗаПЧЕЛ Андрей Клементьев, ознакомившись с заключением Госконтроля, счел его чересчур обтекаемым и осторожным. И потребовал передать материалы ревизии в Генпрокуратуру.

Успеть урвать

По словам пресс-секретаря Генпрокуратуры Дзинтры Шубровской, "органы" пока не успели сказать своего веского слова. По данным "Телеграфа", руководство ЦТВС как может затягивает проверку. Оно и понятно: нужно успеть распределить госзаказы на 2002 год.

В принципе, если бы руководство Министерства благосостояния пожелало, в ЦТВС могли бы произойти кое-какие перемены. Ибо по результатам прошлогодних конкурсов руководство ЦТВС можно было заподозрить или в коррумпированности, или в непрофессионализме. Но, очевидно, чиновники решили, что начальство центра научилось на ошибках. Как говорится, "сколько ни плати, а за опыт не переплатишь". Особенно если деньги бюджетные.

В итоге в руководстве ЦТВС произошла только одна серьезная перемена — экс-директор Инесе Приекуле отправилась в декретный отпуск. А центр возглавила ее заместитель Илзе Балтиня…

На днях ЦТВС опубликовал в прессе приглашения поучаствовать в конкурсе на поставку техсредств инвалидам на следующий год. Поскольку у руля остались практически те же чиновники, можно ожидать "досадных оплошностей" и в этом году.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!