Пока правительство безуспешно пытается найти покупателя третьей лицензии на предоставление услуг мобильной связи, на латвийском рынке уже несколько месяцев реально работает третий оператор.
О том, как могла сложиться такая ситуация и сколько на самом деле стоят услуги мобильной связи, рассказывает председатель правления компании Triatel Михаил Зотов.

- Чем объяснить парадокс, что третья лицензия еще только ждет своего покупателя, а третий оператор мобильной связи тем временем уже работает?

- Тут нет никакого парадокса. Официально на продажу выставлена лицензия на предоставление услуг мобильной связи второго поколения GSM и третьего поколения UMTS. Эта связь осуществляется на частотах 900 и 1800 мегагерц. Для краткости говорят, что продается лицензия третьего оператора. Triatel же является первым оператором мобильной связи третьего поколения другого формата — CDMА 2000. Правда, по счету мы действительно являемся третьим, работающим на латвийском рынке оператором.

- Но операторы LMT и Tele2 также предоставляют услуги мобильной связи третьего поколения.

- Да, два года назад они оба выложили по 5,8 миллиона латов за лицензию мобильной связи третьего поколения в формате UMTS. Согласно лицензиям в конце прошлого года они должны были начать коммерческую эксплуатацию новых сетей. Формально это действительно было сделано — LMT поставили базовые станции на крышах двух рижских зданий, Tele2 поступило еще изобретательнее, поместив станцию на крыше магазина Domina. С учетом той массы людей, посещающих этот магазин, в конце года можно будет сказать, что условия лицензии выполнены — 30 процентов населения Латвии имеют доступ к мобильной связи UMTS.

- Чем отличаются два формата мобильной связи третьего поколения?

- Сегодня во всем мире идет конкурентная борьба за влияние на рынок связи между европейской технологией UMTS и американско-японской — CDMA. Если сравнивать скорость и объемы их внедрения, то вторая явно побеждает. Если же говорить о различиях между ними, то, не вдаваясь в технические подробности, скажу лишь, что передача данных и голоса в формате CDMA 2000 осуществляется на частоте 450 мегагерц, на той именно, на которой раньше предоставлялись услуги NMT. Это самая экономичная частота, использование которой значительно снижает себестоимость услуг мобильной связи, без снижения ее качества.

- Ваша компания покупала лицензию точно так же, как LMT и Tele2?

- Разумеется, в установленном законом порядке мы точно так же приобретали лицензию.

- В порядке конкурса?

- Опять-таки, согласно закону, в газете Latvijas vestnesis было размещено объявление о продаже этой лицензии. Но так получилось, что мы оказались единственными претендентами, что позволило нам купить лицензию по ее стартовой цене.

- Во сколько вам обошлась эта лицензия?

- Мы заплатили за нее сто латов. Все по закону.

- Но это же нереальная цена!

- Если бы на тот момент законом были бы установлены другие цифры, то мы заплатили бы другую сумму.

- Тогда почему изначальная цена на третью лицензию GSM и UMTS столь велика?

- Об этом надо спрашивать не меня, а наших государственных мужей. Цены на подобные лицензии в разных странах очень разные. В Норвегии, например, такая лицензия, которую приобрели мы, была продана за 150 тысяч евро. Но никак не за миллионы. Если бы у нас ее продавали за 150 тысяч евро, наверное, мы бы все равно лицензию купили.

- Следовательно, вы сэкономили 149 900 евро?

- По факту — да. Но когда вы покупаете участок земли, вы чаще всего не знаете, есть там нефть или нет. Если есть, то вам повезло. Если нет, вам придется искать другое применение купленному вами участку. Что же касается лицензий на передачу данных в формате UMTS, то в свое время европейские компании заплатили за них миллиарды евро. Сейчас же они ищут способ отказаться от купленных лицензий и просят у государства всяких уступок. Они потратили сумасшедшие деньги и теперь непонятно, смогут ли они их вообще когда-то вернуть. В случае же внедрения технологии высокая стоимость лицензий неизбежно отразится на потребителе. Ведь понятно, что все расходы оператора — на лицензию, оборудование и т. д. — в конечном итоге покрывает абонент. То есть чем ниже себестоимость услуги, тем это лучше для кармана потребителя.

- А как вы оцениваете перспективы "наличия или отсутствия нефти на купленном участке"? Ведь уже сегодня 60 процентов населения Латвии имеют мобильные телефоны…

- Во-первых, мы считаем саму технологию CDMA 2000 очень интересной и перспективной. То, что, скажем, компания LMT затеяла с нами судебное разбирательство, лучшее тому подтверждение. А два года назад они отказались от участия в конкурсе на приобретение этой лицензии.

- Почему?

- Потому, что два года назад все выглядело совсем иначе. Крупнейшие европейские операторы сделали ставку на технологию UMTS и, как я уже говорил, выкладывали миллиарды евро на приобретение лицензий. На этом погорели и немцы, и англичане, и французы. Этот бизнес подвержен крупным рискам. В такой стремительно развивающейся отрасли, как IT, ситуация меняется не по годам, а по месяцам и даже по дням. Технологический прогресс остановить трудно. Он идет сам по себе, вне зависимости от того, хотят этого политики или нет. Например, в конце восьмидесятых 99 процентов компаний и учреждений пользовались печатными машинками и только один процент имел на вооружении компьютеры. Прошло не так много времени, и где сейчас те машинки?

- Но не свидетельствуют ли упомянутые 60 процентов пользователей о том, что латвийский рынок мобильной связи уже насыщен?

- Эта цифра, наоборот, подтверждает тот факт, что рынок имеет колоссальные перспективы развития. В Финляндии, например, мобильных телефонов больше, чем проживающих там граждан, то есть многие имеют по два и три телефона от разных операторов. Правда, это не означает, что мы прицениваемся к 40 процентам пока нетелефонизированного населения. Технология CDMA 2000 все же представляет третье поколение, и она предназначена для пользователей бизнес-класса.

- Вы отдаете себе отчет в том, что приходите на рынок, где "сливки уже сняты"?

- Мы не собираемся снимать сливки! Мы просто хотим внедрить перспективную, на наш взгляд, технологию. Она позволяет делать очень многие вещи, которые невозможны в формате GSM, и она же значительно дешевле, нежели UMTS. Она позволяет создавать более дешевые продукты, которых еще нет на рынке, и многие из которых мы пока даже не представляем. Последнее во многом будет зависеть от предложений компаний, желающих с нами сотрудничать.

- Но обозначенная вами ориентация только на бизнес-пользователя сужает потенциальный рынок…

- Мы в наш бизнес-план не закладываем прибыли по 40 или по 20 миллионов латов в год. Мы больше думаем о клиенте и о внедрении новых технологий. Если будет все это, будет и прибыль.

- Сколько процентов услуг на европейском рынке мобильной связи осуществляется с использованием технологии CDMА 2000?

- Эта технология раньше не использовалась в странах Европы. Вы не поверите, но это факт — первый звонок в этом формате в Европе был сделан в Латвии. Сейчас такая сеть в коммерческом режиме уже работает в Португалии и в Чехии, в тестовом режиме — в Эстонии. Лицензии CDMA 2000 выданы в Дании, Германии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Одним словом, дело пошло.

- Почему европейские страны так медленно внедряют столь прогрессивную и дешевую услугу?

- После того, как вы, не являясь владельцем предприятия, но являясь его топ-менеджером, приняли решение потратить десять миллиардов на покупку лицензии UMTS, вы должны или продолжать защищать мнение, что ваше решение было правильным, либо подать в отставку. Топ-менеджеры европейских компаний связи предпочитают первый вариант. Принятию многих решений препятствует сильное политическое лобби.

- Означает ли факт появления третьего поколения мобильной связи, что технологии GSM в скором времени можно будет положить на полку, как это уже произошло с технологиями NМТ?

- Пока эти технологии используются очень широко. В середине девяностых, когда началось массовое внедрение GSМ, также продолжалось использование NМТ. И только постепенно более современная технология вытеснила более старую. Это произойдет и сейчас. На "смену поколений" потребуется лет 7-10, может, и меньше.

- Какую роль в противостоянии двух технологий третьего поколения играют производители телефонных аппаратов?

- Любая новая технология требует новых аппаратов. Сегодня телефонов, работающих в системе UMTS, намного меньше, нежели работающих в системе CDMA 2000. Кроме того, первые намного дороже. Первые стоят в пределах 600-800 евро, вторые — в пределах 200-300 евро.

- Аппараты, поддерживающие формат CDMA 2000, произведены малоизвестными азиатскими компаниями. Не спугнет ли этот факт нашего, искушенного в европейских брендах потребителя?

- Любой стереотип является продуктом рекламы и раскрутки. Он создается и разрушается с одинаковой легкостью. Это раз. Почти все "брендовые аппараты" сегодня также выпускаются в странах Азии, в частности, в Китае. Это два. И в конце концов, потребитель должен сам определиться, что для него важнее — красивая "брендовая игрушка" или функциональное и обеспечивающее многофункциональные услуги устройство. Еще многое зависит от того, как производители телефонов договорятся с владельцами технологий. Сделать телефон, который работал бы и на GSM, и на CDMA, и с одной и той же картой, технологически очень несложно. На самом деле уже сегодня карточку CDMA при соответствующем ее программировании можно использовать в телефоне системы GSM.

- Что же тогда является основной преградой на пути системы CDMA на европейский рынок?

- Тут завязаны не только операторы мобильных сетей, но и производители оборудования, в том числе базового. Если конвейер работает на выпуск GSM и UMTS и на рынке задействованы европейские лицензии, то зачем им CDMA, зачем платить за эти лицензии американцам? Однако в мире все меняется. Вот европейский оператор Ericsson уже стал производить базовое оборудование CDMA и очень хочет построить и внедрить эту сеть в Скандинавских странах.

- Как вы объясните такой парадокс, что друг друга уже сменили два поколения мобильной связи, на подходе третье, а фиксированная связь жива по-прежнему?

- Тут нет парадокса. В обозримом будущем фиксированная связь не умрет. По сей день она значительно качественнее, нежели GSM, и даже качественнее, нежели CDMA. Кроме того, она намного дешевле мобильной связи.

- Тарифы на одну и другую постепенно выравниваются…

- На каком основании? Те провода, которые лежат в земле, уже сто раз себя амортизировали, сегодня они фактически бесплатны.

- Lattelekom так не считает…

- У них довольно дорогим является техническое обслуживание. Тем не менее я не думаю, что Lattelekom пропадет.

- В мире было несколько проектов спутниковой связи, но они все провалились. Почему?

- Проекты, конечно, были очень интересными, но самым слабым их местом являлась высокая стоимость конечного оборудования связи или попросту спутникового телефона. Это делало связь дорогой, малодоступной — получался замкнутый круг. Если же в спутниковой связи, как и в мобильной, появятся новые и недорогие технологии, она возродится на благо потребителю.

- Ваших потенциальных клиентов может насторожить еще одно обстоятельство — высокий тариф соединения между разными операторами…

- Мы не являемся доминирующим оператором на рынке, что позволяет нам очень гибко подходить к любому абоненту. Мы всегда найдем и предложим ему то, что ему нужно. И обойдется ему это на 40 процентов дешевле. Это не фантастика, это четкий математический расчет.

- Многие потребители не станут переходить от одного оператора к другому только потому, что не захотят менять свой телефонный номер…

- Это предрассудок. Скоро мы все, абсолютно все, поменяем свои номера. Через год в Латвии вводится восьмизначная телефонная нумерация. И одновременно с заменой номера будет введена новая услуга, и вы сможете спокойно сменить оператора, сохранив свой прежний номер. Но речь тут даже не в переходе от одного оператора к другому. Речь о переходе от одного поколения связи к следующему. Если потребитель захочет идти в ногу со временем, ему неизбежно предстоит переход к третьему поколению связи. Какой формат он при этом выберет, это уже его решение.

- Пока связь формата CDMA 2000 доступна в Риге, Рижском районе, Юрмале и Вентспилсе. Как скоро она станет доступна и в других районах страны?

- До конца нынешнего года наши услуги будут доступны более чем 90 процентам населения страны.

- За счет чего возможно столь быстрое покрытие?

- За счет законов физики. Мы работаем на частоте 450 мегагерц, где затухание сигнала значительно меньше, чем на частотах, на которых работает UMTS. Потому нам надо строить намного меньше вышек. Для обеспечения качественной связи нам необходимо построить в шесть раз меньше базовых станций, чем это требуется для формата GSM, и в 10-15 раз меньше, чем необходимо для UMTS. Вот поэтому это и дешевле, и быстрее.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !