7 июня президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга выступила с получасовой речью перед американскими конгрессменами. Если учесть, что подобной чести удостаивается далеко не каждый политик и даже не каждый руководитель государства, подобный бенефис представляет особый интерес. Затаив дыхание, за выступлением нашего президента следил специальный корреспондент еженедельника "МК-Латвия" Модрис Аузиньш.

Повествование от лукавого

В самом начале выступления президент подчеркнула, что говорит от имени латвийского народа. С одной стороны, от имени кого еще говорить главе государства, как не от имени народа. С другой — вряд ли политику, избранному голосами немногим больше полусотни парламентских депутатов и потом переизбранному на второй срок приблизительно таким же количеством голосов, следует брать на себя столь огромную ответственность. Тем более что многие из представителей того самого народа, от имени которого президент выступала перед конгрессом США, еще не забыли, что латвийские миротворцы, против отправки которых в Ирак выступало как минимум три четверти населения Латвии, тоже были отправлены туда "от имени народа". Полагаю, что процент "латвийского народа", согласного, что на сей раз президент озвучила именно их мысли, мечты и чаяния, вряд ли окажется большим.

В продолжении своей речи Вайра Вике-Фрейберга, мягко выражаясь, немного слукавила — в первую очередь относительно "выдающихся достижений в переходе от тоталитарного режима к демократическому государству с процветающей рыночной экономикой". При этом оратор ни словом не обмолвилась о том, что "ведущий к процветанию десятипроцентный рост экономики" поддерживается исключительно благодаря необоснованным ценам на недвижимость и ростом тарифов на услуги, что уже привело к перегреву экономики.

Говоря о завоеванной Балтийскими странами независимости, президент все лавры раздала "смелости и решимости проживающих там народов", в каком-то смысле даже обидев слушателей своей речи. У нее самой, по всей видимости, не хватило "смелости и решимости" сказать о том, что независимость Латвии, Литвы и Эстонии являлась лишь небольшой частью разработанного в недрах ЦРУ плана по развалу СССР, а также назвать имена известных теоретиков и практиков по реализации этого плана — бывшего советника президента США по национальной безопасности Збигнева Бжезинского, Папы Римского Иоанна Павла II, первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева. То есть либо Вайра Вике-Фрейберга решила развить приобретенный в переписывании истории латвийско-российских отношений опыт, либо она плохо ориентируется в процессах новейшей истории. Трудно даже представить, какой из этих вариантов был бы предпочтительнее для нее самой.

Незнание истории не освобождает от ответственности

Президент не обошла своим вниманием и соседей Латвии — Белоруссию и Россию. В адрес первой она ограничилась мимоходной критикой за отсутствие демократии, что тем не менее является вмешательством во внутренние дела суверенного государства и окончательно проясняет само представление Вайры Вике-Фрейберги о демократии. Согласно которому хрестоматийными проявлениями демократии являются ввод войск НАТО в любую страну мира без резолюции на то Совета Безопасности ООН, отправка в Ирак миротворцев в угоду все того же НАТО и вопреки протестам почти 80 процентов общественности страны и отправка в отставку президента, за которого проголосовал как минимум такой же процент избирателей. Своеобразно, чтобы не сказать больше.

Критика в адрес России традиционно началась с передергивания целых пластов истории. Оказывается, что "с целью освободить Европу от кровавого тирана, Сталин присоединился к антигитлеровской коалиции созников", а не наоборот, как было принято считать до сих пор. Но в результате "победа над одним деспотом позволила другому оставаться у власти". Интересно, выступала бы Вайра Вике-Фрейберга 7 июня перед конгрессом США и что случилось бы с Европой, если бы верх в той борьбе взял первый деспот?

Тем не менее президент Латвии выразила готовность "развивать с Россией дружеские и прагматичные партнерские отношения". Правда, исключительно как с государством, граничащим с Европейским союзом и Атлантическим альянсом. То есть иллюзия, что Риге удастся договориться с Москвой через Брюссель и Вашингтон, оказалась на редкость живучей.

Зато в адрес НАТО из уст оратора прозвучали целые тирады лестных слов — о том, что это гораздо больше, чем просто военный альянс, о новых вызовах, вставших перед ним, и о необходимости более тесного сотрудничества этой организации с Грузией и с Украиной. Факт, что подавляющее большинство населения двух названных стран такого сотрудничества не желает, для латвийского президента не показалось достойным упоминания.

После она перешла к главной части своего повествования — восхвалению Америки. "Мировая сверхдержава, достигшая величия, строя свой дом на твердой скале демократии", и "маяк свободы" — это только небольшая часть тех эпитетов, которые Вайра Вике-Фрейберга адресовала благодарным американским слушателям.

На сей раз трудно поверить в ее незнание истории. А именно, что вслед за Колумбом на этот "маяк свободы" ринулись беглые каторжники и искатели счастья, что в основе сегодняшнего "величия" лежал банальный принцип, что прав тот, кто выстрелит первым, и что при ближайшем рассмотрении вместо "твердой скалы демократии" можно обнаружить груды костей коренных жителей этих мест — индейцев. И что именно с этого не только исторически, но и генетически начинались Соединенные Штаты Америки. Однако правила и сценарий "смотрин" латвийского президента были совершенно другими — она взахлеб хвалила политику США, а конгрессмены ей стоя рукоплескали.

Джентльменский набор из уст дамы На то, что это были именно "смотрины", указывает продолжительность и тематика следующей части выступления. Она целиком и полностью была посвящена ООН и решаемым этой организацией проблемам. Если учесть, что большинство из зарубежных политиков, которым за особые услуги предоставлялась трибуна американского конгресса, подобным вопросам так много времени не уделяли, складывается впечатление, что к тексту выступления латвийского президента руку приложили заокеанские "спичрайтеры". Правда, никакой новизны в этой части повествования не было. Повторялись уже не раз звучавшие сентенции о необходимости прекратить геноцид и кровопролитие в Конго, Руанде, на территории бывшей Югославии и в регионе Дафура в Судане, призывы бороться с нищетой в странах третьего мира и с терроризмом в странах Ближнего Востока, не на шутку досталось иранской ядерной программе. Впрочем, весь привычный в таких случаях джентльменский набор. Правда, на сей раз он звучал из уст дамы.

Поразила обычно не характерная для нашего президента манера говорить много, ничего при этом не сказав: "Одной из основных ролей ООН является защита прав человека… Вновь созданный Совет по защите прав человека должен получить большую достоверность и работать эффективнее своих предшественников. Лучший способ, как получить такую достоверность — начать основательную и объективную оценку ситуации с правами человека в самих вновь избранных в состав Совета членах-государствах". Сильно сказано, не правда ли? Сразу чувствуется риторика крупного международного чиновника.

Охота пуще неволи

Больше самой речи удивила реакция на нее латвийских политиков и политологов. Все они в один голос говорили о новых и совершенно невероятных возможностях повлиять на международную политику, которые Латвии, как стране, представятся после выступления Вайры Вике-Фрейберги. Может быть, самому оратору они и представятся, но разговоры о возможностях страны как международного субъекта кажутся не больше, чем красивой легендой, ничего общего не имеющей с реальной жизнью. Разве можно рассчитывать на увеличение международного влияния при том уровне провинциальности всех ветвей власти, которым отличается Латвия. Чтобы не быть голословным, приведу небольшой самокритичный пример. Самокритичный потому, что он касается четвертой власти.

В пятницу, 9 июня, все крупнейшие американские, европейские и российские ежедневные газеты вышли с первополосным материалом о смерти лидера "Аль-Кайеды" в Ираке Абу-Мусаба аз-Заркави. На первых полосах латвийских газет об этом не было сказано ни слова. В большинстве их украшали местные новости и информация об открытии чемпионата мира по футболу, что, впрочем, далеко не худший вариант. Встречаются у нас и другие центральные первополосные материалы, например, о 25-летнем юбилее рок-группы Pērkons. Никто не говорит, что это плохо. Речь идет лишь о том, что повторить судьбу персонажа анекдота — чукчи, который по четным согласился быть академиком, а по нечетным выразил желание ходить на охоту, нам, как стране, вряд ли удастся. Даже в том случае, если наш главный чукча, главный академик и главный охотник получит вожделенный офис в Нью-Йорке.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!