Мы знакомы со студенческих времен. На нашем, весьма разношерстном, курсе он заметно выделялся из общей толпы — долговязый, тощий, с громким хрипловатым голосом, тем не менее Кирилл выгодно отличался хорошим воспитанием и чисто питерскими манерами. В компании с ним было всегда интересно. Он свободно говорил на французском языке, на лекциях вступал в дискуссии с именитыми профессорами и мэтрами журналистики. Его отец, Виктор Набутов, когда-то был футбольным вратарем, а потом — очень известным спортивным телекомментатором, но увидеть единственного сына студентом Ленинградского университета и наставить его на путь истинный ему не удалось. Отец умер, когда Кириллу не было 16 лет. И дальше в жизни ему пришлось пробиваться самому.

С 1979 года он вел прямые репортажи почти со всех Олимпийских игр. Я не специалист, но уж коль именно его на протяжении двадцати лет неизменно направляли на освещение главных спортивных состязаний мира, наверное, он делал это на хорошем журналистском уровне.

В 1991 году Кирилл создал свою самостоятельную программу "Адамово яблоко". Это был первый мужской тележурнал, рассчитанный на настоящих мужчин и тех женщин, кто мужиков именно за это и ценит. Как писали потом в российской прессе, благодаря "Адамову яблоку" Кирилл Набутов стал "полпредом мужского населения страны". И хотя я не имею никакого отношения к сыновьям Адама, мне до сих пор дико жаль, что передача больше не выходит в эфир. Ниша осталась незаполненной до сих пор.

Кроме того, Кирилл был автором и ведущим телепрограмм "Ноу смокинг", "Один день", "История одного события", "Служба спасения". Сегодня он — генеральный директор независимой телекомпании "Адамово яблоко". Обладатель Гран-при в конкурсе "Золотое перо" (1998 г.), лауреат премии "Общественное признание"(1999 г.). Член Российской академии телевидения. Но поистине всенародная слава, хотя и не однозначная, все же пришла к мужскому "полпреду" в прошлом году, когда он был ведущим нашумевшего ток-шоу "За стеклом".

"АЯ" до ток-шоу

…Мы беседуем с ним уже пару часов в уютной гостинице "Евролинк", где поселились наши московские коллеги. И я все время пытаюсь понять, как мой сокурсник, человек импозантный и интеллигентный, сумел вызвать волну, нет — шквал негодования и неприкрытой ненависти в своих зрителях, особенно в молодежной аудитории. Все-таки какая это беспощадная и несправедливая штука — телевидение. Вчера еще был кумиром, а сегодня в мировой Сети поливают грязью. Но сначала я все-таки прошу его рассказать про другие программы.

— Почти все свои передачи и проекты мы делали параллельно. Костяк компании составляют 15 человек. По творческим договорам с нами работают еще человек двадцать. Это и есть телекомпания "Адамово яблоко". За нами никто не стоит — ни инвесторы, ни политики, ни олигархи. С одной стороны, это очень хорошо — быть независимым. С другой — постоянно нужно затрачивать массу сил и энергии, чтобы выжить, пробиться на этом телевизионном рынке.

— Ты сегодня больше работаешь на московских каналах, хотя начиналось "Адамово яблоко" в Санкт-Петербурге. Да и сам ты — все еще питерский?

— Я живу, как и работаю, параллельно и в Москве, и в Питере. Конечно, он остается моим родным городом, там дом, семья, дети. В отдельную программу мы ушли еще в 1991 году с развитием коммерции на телевидении. Передачи долгое время шли по РТР. Но потом наши отношения зашли в тупик, началась какая-то непонятная возня, за выпуски нам перестали платить. И с 1998 года "АЯ" перестала выходить, хотя рейтинги были неплохие. Мне сейчас предлагают восстановить передачу, но ушло уже время. Сейчас нужно все делать по-другому. Возможно, все же запустим новую версию "Адамова яблока".

Не стой спиной к хищнику

— Какую из передач "Один день" ты считаешь наиболее удачной?

— Мне все не нравится. Да какое кокетство! Сейчас я вижу — можно было сделать лучше, и знаю, как. Были более или менее удачные выпуски. Можно с оговорками отнести к удачным передачи про Мариинский балет, запасники Эрмитажа, таджикско-афганскую границу. Пожалуй, еще "Один день с Гейдаром Алиевым", этот человек произвел на меня сильное впечатление.

— А я помню "Один день в цирке" и то, как ты вошел в клетку со львами. Кирилл, ну зачем тебе это надо было?

— Я просто хотел войти в клетку со львами. Мне было страшно, и я это не скрывал, но вошел. Теоретически я знал, что нельзя поворачиваться спиной к хищнику, но против воли, инстинктивно, все равно это сделал. Момент, конечно, был не из приятных…

— Перед выходом передачи в эфир ты согласовываешь материал с героем?

— Нет, никогда этого не делаю. Впрочем, был один раз случай, мне не хотелось подводить организатора моего интервью с Зурабом Церетели, и я дал ему сюжет на просмотр. Церетели жутко ругался, мы с ним долго орали друг на друга. Потом помирились. Но мне все же пришлось внести изменения, и от этого, на мой взгляд, передача только проиграла — снизился градус иронии. Я тогда еще не работал в жанре прямого интервью. Потом был совместный проект с московской Службой спасения. Мы подготовили на НТВ цикл передач, я был младшим сопродюсером и ведущим.

— Передача делалась наподобие американской "Телефон спасения 911"?

— Нет, совсем другое. Американцы делали реконструкцию реальных, когда-то имевших место, событий. А у нас — журнал Службы спасения г. Москвы. Со спасателями дежурила съемочная бригада, выезжала с ними на все вызовы. Камера все фиксировала. А мы потом делали отбор лучших сюжетов. Но затем договор с НТВ на эту передачу закончился. Я пытался предложить другую версию передачи, но мне не удалось убедить ни продюсера Службы спасения, ни руководство НТВ. Несколько месяцев передача не выходила. Далее сменилось руководство НТВ и выпуски возобновились в прежнем виде, но с другим ведущим. Я вышел из этого проекта.

С кем был ты?

— Как раз начались бурные события на НТВ. Кирилл, а где и с кем был ты в тот сложный для журналистов период?

— Я не работник НТВ или ТВ-6. С первой компанией у меня был действующий контракт. Я не имел права нарушать условия договора и должен был доработать. И я не мог подставлять свою компанию. Хотя по-человечески мне было жаль и Владимира Гусинского, и его действительно великолепную команду журналистов. Но, с другой стороны, я старался смотреть на все как человек, которого в жизни тоже не раз обманывали, не возвращали долги. Брал кредит — значит, расплатись вовремя. Не сумел — ну, извини! Но правила игры надо соблюдать…

Когда-то, еще в студенческие времена и позже, я очень увлекался карточной игрой. Ты не знала? Да, был грех, одно время даже зарабатывал на этом себе на жизнь, вовремя успел остановиться, могло и совсем затянуть… Но уже тогда я усвоил для себя железное правило — умри, а долги верни! Ну нельзя на чужом горбу въезжать в рай! Поэтому я и не хотел становиться ни на одну сторону конфликта, на митинги не ходил… Но когда начали убивать ТВ-6, тут я уже серьезно разозлился. Это была жуткая дешевка, мелкое мерзопакостное политиканство! Пряча глаза и сально улыбаясь, частный бизнес выполнял конкретный политический заказ. ТВ-6 была убогой лавочкой для отмывания денег. И тогда прибыль их не особенно волновала. Да, новый хозяин решил сменить команду на более сильную. Пойми, он имел на это право — он собственник. И ведь канал сразу стал значительно интереснее. А проект ток-шоу "За стеклом" вообще вывел его в лидеры.

Снимаю шляпу…

— Ну вот мы с тобой и подошли к вопросу, который я задавала себе, глядя по ТВ-6 на абсолютно незнакомого мне Набутова. Как ты, серьезный и солидный человек, смог сыграть этого монстра, великого и ужасного, который жестко, нахраписто и беспощадно давил наивных "застекольщиков"?

— Да поймите вы все одну вещь — у меня как у ведущего шоу задача была сделать его зрелищным! А как? В нашей стране такого еще не было. Никто не писал ни сценарии, ни заранее заготовленные тексты. Работали вживую, нужно было импровизировать на ходу в сложных условиях. Да и сам проект был нереальный. Он был подготовлен за фантастически короткие сроки — на запуск ушло от нуля всего 3 недели! Это подвиг, я снимаю шляпу перед продюсером и его командой. И признаюсь, я ведь заключил пари с главным продюсером, был уверен, что проект полностью провалится. Я считал, что российская публика не готова к восприятию таких зрелищ. И я проиграл на все 100%. Рейтинги были невероятно высокие.

Первое ток-шоу вышло 27 октября, потом был второй выпуск — как раз на школьные каникулы. Ко мне приехали мои сыновья, и мы пошли гулять с ними по городу. Вышли на Красную площадь, подошли к Мавзолею. Там стояла небольшая очередь. И вдруг на меня набрасывается толпа — человек сорок — тетушек, девушек, мальчишек, все просят автограф. Мой младший, а ему 12 лет, от удивления чуть не присел. В Питере почему-то ТВ-6 тогда не показывали, и они ничего не видели и не знали, откуда вдруг такая слава свалилась.

— Ну, слава была разная, ты это тоже знаешь. Представители интеллигенции обвиняли тебя и создателей передачи в потакании низменным человеческим качествам, в подглядывании в замочную скважину, в растлении и т.д. Но давай вернемся к твоему образу.

— Да разный образ у меня был, и не всегда такой уж ужасный. В зависимости от ситуации, от развития событий. Если удавалось зацепить нерв, разговор получался острый, живой. К Набутову как ведущему, конечно, можно по-разному относиться. Каждый зритель имеет право сказать мне, что я был вульгарный, грубый, кривой, косой. Что там еще? Энергию выкачивал?.. Это мнение отдельных зрителей. Но, согласись, с чисто телевизионной точки зрения, проект все же увенчался колоссальным успехом.

Последний выпуск "За стеклом" в Москве смотрело около 40% всех, включивших в то время телевизоры. А что касается обвинений в порнографии, давайте говорить конкретно. Ночные сексуальные сцены "застеколья" — это журнал "Мурзилка" по сравнению с тем, что показывают в дневное или вечернее время в некоторых художественных фильмах.

Дети "застеколья"

— Занятия сексом у "застекольщиков" были запланированы по сценарию?

— Нет, этого не было. Да, в кино актеры играют, но ведь и наши ребята знали, что все снимается на камеру. И они сами выбирали свою линию поведения. Жанна все время капризничала и хныкала, Марго кого-то соблазняла, Дэн интриговал, Макс эпатировал и умничал. Мне было самому интересно наблюдать не столько за событиями в стеклянной квартире, сколько за тем, что происходило вокруг нее. Шоу превращалось в определенное общественное явление. А очереди у гостиницы "Россия", где все это происходило, были больше, чем в Мавзолей.

— Первый парень как-то очень быстро выскочил из борьбы. Он потом пожалел об этом?

— Пожалел, тем более что с девушкой Машей, из-за которой он это сделал, Саша все равно расстался. Она посчитала его предателем, да и он в ней разочаровался. Самое интересное, что Маша оказалась внучкой актрисы Светланы Светличной. И я специально для нее включил эпизод из "Бриллиантовой руки", где ее бабушка, а тогда она была сексапильной красавицей-блондинкой, сбрасывает с себя лифчик. В те времена эта сцена была верхом порнографии! Но внучку уже ничем нельзя было прошибить. Хотя ее парень не изменил ей, он всего лишь был в душе с другой участницей шоу…

— Но больше всего тебе досталось за Дэна? Что там случилось-то на самом деле?

— Ну представь, до конца шоу остается еще целых две недели. Макс явно лидирует. Денис набирает очень мало голосов. Он жуликоватый, типичный интриган, постоянно провоцирует какие-то разборки, конфликты, вызывает раздражение. Еще немного, и зрители, проголосовав, его просто выкинут. Но тогда исчезнет конфликт, потеряется зрелищность. И я нашел один путь, как этого не допустить. Но для этого надо было больно обидеть Дэна. Поскольку, ты знаешь, у нас любят и жалеют обиженных, а особенно несправедливо обиженных. Конечно, при этом я выглядел не очень привлекательно, я рисковал своей репутацией, но Дэн-то сразу начал набирать очки! А шоу получило новый мощный импульс. Это я рассказываю так долго и нудно. А тогда решение нужно было принять в течение нескольких секунд. В итоге он вышел победителем конкурса, правда, остался верен себе и, получив выигрыш — 15 тысяч долларов, отказался делить его с другими, хотя раньше обещал это сделать. Вторая победительница — Марго, сдержала свое слово. В общем, я поймал Дэна, уговорив его продать свой голос за 5 тысяч. Он с жуткими колебаниями согласился. И после этого я добавил, что речь шла о 5 тысячах … рублей. И тут он понял, что его, такого хитрого, умеющего просчитывать все ходы, элементарно провел на мякине старый м…, каким он меня считал! Он кричал, он возмущался, он был в полной … Но интерес к программе это подогрело.

— Кирилл, согласись, с твоей стороны, бывшего матерого картежника, это было не очень гуманно?

— Согласен. Сколько за это на меня помоев потом вылили, ты себе и не представляешь. Мне в форуме написали: "Ты урыл Дэна его же методами". Вообще, когда я прочел все, что мне адресовалось на форуме, душа у меня пела! Никому даже в голову не пришло, что, если бы не эта провокация с моей стороны, мальчик никогда бы не увидел свой выигрыш!

— Да, ты, видать, был от- чаянным игроком и порох еще остался. Планы-то какие на будущее?

— Вот про планы давай не будем, а? Мы работаем… Но обязательно напиши, что я в восторге от Латвии, особенно от Юрмалы, я бросил монету в море и очень надеюсь сюда еще вернуться, может быть, даже этим летом.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !