На свободе их осталось трое. Тех активистов стихийно возникшей народной, общественной организации "Ночной дозор", которая поставила перед собой задачу спасти памятник Бронзовому Алеше в центре Таллина от государственного вандализма. Остальные по сути арестованы, хотя власть предпочитает слово "задержанные". Вчера двое из не взятых под стражу — Света Кунгурова и Игорь Грабовский — приехали в Ригу.

Со Светланой и Игорем мы встретились в офисе Латвийского антифашистского комитета (ЛАК). В нашей стране уже не первый день идет акция по сбору средств на адвокатов для активистов "дозора", которых обвиняют в организации массовых беспорядков в конце апреля. Уже собрано несколько тысяч евро. Впрочем, эстонские юристы отказываются браться за дело — мол, слишком много политики в этом вопросе. На самом деле, по мнению ребят, адвокаты просто боятся, что потом им не дадут работать в стране. "Такое ощущение, что власти и ищут реальных беспредельщиков, и пытаются назначить виновными за свою беспомощность нас. Хотя — заявляю это с полной ответственностью! — наши люди во всем безобразии с погромами не участвовали и не призывали к этому.

Более того, для нас самих было удивительно, что такое огромное число людей вдруг пришло на Тынисмяги", — делится впечатлениями Грабовский. "Мы всегда говорили о том, что хотим добиться сохранения памятника на прежнем месте правовыми методами. Более того, свыше года вели переговоры с политиками всех мастей именно об этом. Казалось, даже находили понимание. Увы, это лишь казалось…" — добавляет Кунгурова.

"Ночной дозор" — организация неструктурированная. Здесь не было главы, замов и прочих. Все были общественники, все были равны. Однако из их среды выделили "руководителей", которых и обвинили во всех тяжких. Более того, не они шли на обострение ситуации. "Почему же Ансип так резко пошел на эскалацию напряженности?" — спрашиваю я.

–С моей точки зрения, тому может быть пара причин. Ансип — это видно по различным его поступкам (в том числе и возложению цветов к "Алеше" 8 мая) — действует по подсказке Вашингтона, Брюсселя и так далее. Смысл — создать напряжение в отношениях с Россией в тот момент, когда, казалось, все налаживается. Другая версия — местные националы решили быстро и окончательно показать нам, русским, свое место, — говорит Игорь.

— Последние 15 лет показали, что нас, русских, целенаправленно прессуют "по–черному". Один из политиков давеча признался откровенно: "Увидите, памятник снесут, вам, русским, плюнут в душу, а вы будете жить, как будто ничего не случилось". И русские пошли туда, куда их послали. Слава Богу, памятник не снесли вообще. Кто все это организовал — не знаю. Но точно не "Ночной дозор", — добавляет Светлана.

Зампредседателя Латвийского комитета по правам человека Геннадий Котов и руководители ЛАК Эдуард Гончаров и Иосиф Корен (именно они выступили инициаторами сбора средств на адвокатов для активистов "дозора") отчасти не согласились с эстонскими друзьями: "Власти Эстонии забыли, что, стреляя в прошлое, обязательно рано или поздно получишь выстрел из будущего. И перенос памятника еще обернется бедой для власти — процесс интеграции захлебнулся, далее будет еще хуже. Народ не забывает такого вандализма!"

Впрочем, пока ожидается "историческая справедливость", эстонские силовые структуры продолжают мариновать активистов "Ночного дозора" в каталажке. Юному Мареку Сиреку еще разрешают видеться с мамой, а остальным свидания запрещены. И деньги, собранные в Латвии на адвокатов, весьма не лишние. Света и Игорь передали огромное спасибо всем тем, кто помог "дозору" материально. Поможет ли это ребятам? Хочется надеяться, что да.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!