В эту партию правого толка недавно вступил маэстро Раймонд Паулс, якобы имеющий с ЛУКойлом тесные контакты. "Телеграф" провел свое расследование.

Московская версия

Версия анонимных источников Независимой газеты выглядит так. Российская нефтяная компания ЛУКойл вложила в превыборную агитацию "народников" 500 тыс. долларов. Взамен партия якобы пообещала помочь ЛУКойлу в приватизации значительного пакета акций компании Ventspils nafta.

Раймонд Паулс стал членом Народной партии в июне. По неофициальной информации тех же источников, он обеспечил народникам" предвыборное финансирование из российских нефтяных источников. В свою очередь Народная партия рассчитывает на победу на выборах, а, возможно, — еще и на часть Ventspils nafta в придачу. Лидер Народной партии Андрис Шкеле недавно заключил перемирие со своим давним врагом — мэром Вентспилса и главой Латвийской ассоциации транзитного бизнеса Айваром Лембергсом.

Это соглашение позволяет Шкеле сосредоточиться на выборах, в которых его партия может рассчитывать на успех и ключевые посты в будущем правительстве. С начала 1990-х годов Шкеле проявлял интерес к "пищевке" и, занимая пост замминистра сельского хозяйства, преуспел в приватизации крупнейших предприятий этой сферы, создав империю Ave Lat.

Он трижды становился премьер-министром Латвии, а в 2000-м продал Ave Lat, получив вексель на 29 млн. долларов. Однако доходный нефтетранзит всегда не давал ему покоя. И вот теперь у Шкеле появляется возможность войти в дверь, которую его неприятель Лембергс держал для него закрытой.

Любопытна фраза, оброненная в апреле в интервью BNS Андрисом Шкеле: "У меня пропала вера в Latvijas Kugnieciba, поэтому надеюсь, что свои сертификаты смогу вложить в какое-нибудь другое госпредприятие. Было бы интересно приобрести акции Ventspils nafta — для этого можно было бы докупить еще сертификатов, благо сейчас они подешевели". Паулсу же, утверждают источники Независимой газеты, альянс со Шкеле может принести отчисления от его нефтяных сделок, которые пойдут на различные творческие проекты, связанные с Россией.

Первый из таких проектов — грандиозный фестиваль "Новая волна". Он пройдет в конце июля в Юрмале, латвийским зрителям обещают показать Аллу Пугачеву, Филиппа Киркорова, Валерия Леонтьева, Лайму Вайкуле. Симптоматично, что в числе спонсоров фестиваля на афишах указана Московская нефтяная компания (МНК). Не исключено, что и эта компания проявляет интерес к Вентспилсу. Некоторые эксперты, правда, считают, что МНК не самый крупный игрок на этом направлении, и планы компании дальше строительства нефтеперерабатывающего завода в Вентспилсе не идут. Главным же игроком, претендующим на приватизацию пакета акций Ventspils nafta, источники называют российский ЛУКойл.

Крутой метит дальше

В свою очередь в кулуарах латвийского шоу-бизнеса поговаривают, что балом в Юрмале правит отнюдь не Паулс, а композитор и бизнесмен Игорь Крутой, тоже заявленный в афишах. Его компания АРС занимается менеджментом таких звезд, как Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле и "Премьер-министр", которые будут выступать и на юрмальской "Новой волне".

Фестиваль в Юрмале может стать для Крутого своего рода площадкой для налаживания контактов его деловых партнеров с представителями латвийского нефтетранзита. Источники "Телеграфа" утверждают, что Крутой вел переговоры с бизнес-кругами Вентспилса и наметил с ними встречу в конце июля — начале августа.

При чем тут Паулс?

Сам Раймонд Паулс категорически отрицает свою причастность к бизнесу Крутого и к деловым интересам Народной партии. Он считает, что слухи распускают его конкуренты по "Новой волне" — дирекция международного фестиваля поп-музыки "Юрмала", с которой возник спор о том, кому же принадлежит идея знаменитых юрмальских концертов.

"Вам еще много подобной клеветы придется услышать от конкурентов нашего фестиваля. Эти парни сделают все, чтобы провалить мероприятие. Видимо, будет еще много неприятностей… Но прошу меня не ввязывать в эти дела!" — сказал "Телеграфу" Паулс.

Глава компании Lukoil Baltija R Хаим Коган уверен, что маэстро никакого отношения к сделкам в нефтяной сфере не имеет и иметь не может. Напрочь отрицает возможную причастность Паулса к нефтяным делам и бывший министр экономики Латвии Ояр Кехрис. По его мнению "гораздо важнее для российских нефтяных потоков были связи наших бывших послов — Удальцова в Латвии и Петерса — в России".

Вентиль — орудие нефтяников

В любом случае версия о желании ЛУКойла приватизировать пакет акций Ventspils nafta отнюдь не выглядит фантастичной. Такие попытки уже предпринимались. По информации "Телеграфа", в 1996 году, когда Андрис Шкеле был премьером, в его кабинете произошла судьбоносная встреча. О приватизации Ventspils nafta говорили Шкеле, президент ЛУКойла Вагит Алекперов, Ояр Кехрис и Айвар Лембергс.

Обсуждали схему приватизации с участием ЛУКойла. Однако соглашение достигнуто не было: ЛУКойл, по словам тогдашнего юриста Ventspils nafta Валентина Кокалиса, требовал контрольный пакет, чтобы иметь возможность влиять на тарифную политику. Против этого выступил Лембергс, который предложил альтернативу — инвестировать средства в новый нефтепровод. В результате соглашение не было достигнуто.

И переговоры ЛУКойла в 1999 году с другим латвийским премьером Вилисом Криштопансом ни к чему не привели. Все это кончилось тем, что после пуска в строй терминала в Приморске нефтяной поток через Латвию обмелел на две трети: если в 2001 году Ventspils nafta перевалила 3,2 млн. тонн, то в этом году объем не превысит 1,2 миллиона, остальное пойдет через Приморск.

Ситуация с Вентспилсом заставляет вспомнить литовский сценарий. Наши южные соседи поначалу дали приватизировать свой нефтекомплекс американской компании Williams, отказав в доле россиянам. Обиженные не долго думая перекрыли вентиль. Пришлось литовцам идти на попятную. Теперь 26,85% Мажейкяйского нефтекомплекса принадлежит американцам, столько же — российскому ЮКОСу, а остальное — государству.

В США, минуя Латвию

"Возможно ли, что российские нефтяные компании захотят приватизировать руками Народной партии?" — спросил "Телеграф" у главы Lukoil Baltija R Хаима Когана. "Не думаю, что Шкеле пойдет на такие штучки — скорее сам себе все заберет. А мы не вмешиваемся в эти предвыборные дела, — ответил он. — Сегодня Россия строит нефтяные терминалы у себя, и какой смысл приватизировать Ventspils nafta?

Экспорт в США, к сожалению, не идет через страны Балтии — море слишком мелкое. Недавно в Америку ушли два танкера через Новороссийск. Всего переправили 240 тыс. тонн. Таким танкерам нужна очень большая глубина. В будущем выходом на Америку может стать Мурманск, а у нас на Балтике — слишком мелкие проливы". И тем не менее нельзя не вспомнить, что недавно Вентспилсский порт углубил дно, чтобы в него могли входить танкеры на 120 тыс. тонн.

Пароходство — товар неинтересный?

Недавно Ventspils nafta приобрела 31% акций Latvijas Kugnieciba, и теперь у нее 49,94%. Г-н Коган допускает, что Ventspils nafta могла провести сделку в интересах другой нефтяной компании — ЮКОСа. "У Латвийского пароходства сейчас всего три новых танкера — остальные такие "колымаги", что европейские порты их к себе не пускают. Так что ЛУКойл таким пароходством не интересуется", — говорит Коган. И опять же, стоит уточнить, что это не совсем так: на первом этапе приватизации Latvijas Kugnieciba заявку на приобретение акций подавала и компания ЛУКойл-Арктика.

Коган напомнил, что ЛУКойл недавно закончил строительство собственного флота, который необходим компании в связи с увели- чением объемов нефтедобы- чи. И хотя в прессе недавно прошла информация, что ЛУКойл покидает Латвию с 2004 года, Коган по этому поводу говорит: "Поживем — увидим, я не думаю, что эта дверь так быстро захлопнется".

И все же у незамерзающего Вентспилса остается надежда стать перевалочным пунктом для нового приобретения ЛУКойла — завода Rafinerija Gdanska в Польше. Правда, для этого, говорит Коган, Вентспилсу придется снизить тарифы, которые сейчас на 10% выше, чем в Приморске. Но пока "Гданьск не взят", считает Коган, говорить об этих планах рано.

Власть в обмен на терминал

Впрочем, у Хаима Когана в Латвии есть оппоненты, которые вполне допускают, что лидер Народной партии Андрис Шкеле мог заключить сделку с россиянами, пообещав им акции Ventspils nafta. В беседе с "Телеграфом" Вилис Криштопанс, бывший член правления Ventspils nafta и экс-премьер, пояснил:

"Я ничего не могу сказать о планах ЛУКойла по поводу Вентспилса. Сейчас большая часть предприятия принадлежит частным владельцам — возможно, они что-то задумали. Я только помню, что во времена моего премьерства за ту часть, что досталась государству, заплатили очень большие деньги. Это была одна из самых больших сумм, которую государство получило в процессе приватизации. Сколько получил Шкеле — это надо у него спросить…"

Криштопанс считает вполне логичным, что любая российская нефтяная компания захотела бы получить Вентспилсский порт. Он также допускает возможность, что некая компания могла попросить у Народной партии помощи в приватизации Ventspils nafta — перед выборами и не безвозмездно. При этом вложения в предвыборную кампанию — копейки по сравнению с прибылью, которую принесет в будущем перевалка нефти через Вентспилс.

Лидер самой рейтинговой нынче партии Яунайс лайкс, экс-президент Banka Latvija Эйнар Репше, которого прочат в будущие латвийские премьеры, с интересом выслушал версию о контактах Народной партии с россиянами и сказал, что она вполне реальна. По неподтвержденной информации "Телеграфа", в конце мая этого года делегация вентспилсских нефтяников ездила в Москву на переговоры с ЛУКойлом, однако они закончились неудачей, Вентспилс якобы не устроила цена ЛУКойла за государственный пакет акций, а ЛУКойл — предлагаемое количество акций.

Именно с результатами переговоров в Латвии связывают последовавшее за этим неожиданное увольнение с постов руководителей Ventspils nafta. Хаим Коган, однако, отрицает информацию о поездке, он лишь говорит, что с мэром Вентспилса Айваром Лембергсом не удалось договориться по тарифам и объемам нефтеперевалки, но это было еще до строительства порта в Приморске.

Вентспилсские акции дорожают

В Латвии не исключают, что появятся и другие российские претенденты на лакомую базу в Вентспилсе, ведь Россия намерена выходить с экспортом нефти на США. Однако о конкретных переговорах официальные источники пока молчат. Так, пресс-секретарь Ventspils nafta Гундега Варпа посоветовала "Телеграфу" обратиться в Агентство приватизации (АП), которое будет решать вопрос о передаче государственной части предприятия в частные руки.

АП подчиняется Министерству экономики, а министр экономики Айгар Калвитис — член Народной партии. Сейчас он занимается составлением плана приватизации Ventspils nafta. Пресс-секретарь министра экономики Гинт Липсбергс сказал: пока приватизация Ventspils nafta остановлена, потому что предприятие приобрело акции пароходства. Таким образом резко повысилась стоимость акций Ventspils nafta, и министр экономики принял решение продавать государственную часть не за сертификаты, чтобы не продешевить, а за деньги.

Липсбергс заверил, что до выборов приватизация Ventspils nafta вряд ли сдвинется с места. Еще не готовы правила приватизации, поэтому велик риск, что политики смогут на них повлиять. О российских "женихах" вентспилсской базы Липсбергс ничего не слышал.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!