"Теперь я живу, как в Европе, только вот кому от этого хорошо, если эта же Европа собирается ограничить продажу моего молока?" — жалобно спросила корова Туя, в своем письме к латвийской прессе. Журналисты дружно собрались и поехали смотреть на житье-бытье латвийской коровы, готовящейся к вступлению в ЕС.
Хозяйство Kalndunduri — один из лучших поставщиков Рижского молочного комбината. Среди малых хозяйств, где живет до 50 коров, Туя и ее подружки — лучшие производители молока. Хотя, отдавая все лавры своей лучшей корове, хозяин Kalndunduri Виестурс Лиепиньш явно скромничает.

Ферма по-европейски

В начале 90-х землю Виестурс взял "за компанию". Коллега из соседней агрофирмы взял, вот и он решил: "А чем наша семья хуже?" Сначала в чистом поле появился хлев, потом и дом. И человек, который никогда не занимался сельским хозяйством, привез в хлев трех коров и стал похож на настоящего крестьянина. А уж когда свои клиенты появились, и спрос на молоко пошел, Виестурс понял, что выбрал правильное занятие. О вступлении в ЕС тогда еще не говорили, и о каких-то нормах никто особо и не задумывался. И такие вещи, как, например, стерильность, выглядели чуть ли не чудачеством. Но народ, видно, смекнул, что там? где коров держат? как во дворце, и сметанка получше будет. 16 коров уже могли обеспечить молоком не только Саулкрасты, но и соседние Лимбажи. А до дирекции Рижского молочного комбината слухи быстро дошли: раз потребитель молоко из Kalndunduri хвалит — надо брать.

Так, в общем-то, молочные предприятия своих поставщиков и находят. Из десятка предложений выбирают лучшее. И смотрят не только на качество молока, но и на то, в каких условиях живут производители. Если хозяева фермы встречают молочников, и, как есть, в сапогах, в хлев идут, тут молоко брать не стоит. Поэтому Виестурс своими требованиями сразу расположил и директора Рижского молочного комбината Яниса Скварновича, и журналистов.

– Так, на входе все одевают одноразовые халаты, шапочки и обувь, — распорядился хозяин. Как оказалось, это вовсе не для того, чтобы не запачкаться, а чтобы никакую заразу с улицы не занести. По хлеву, отвечающему всем требованиям ЕС, хоть в бальном платье ходи. Сено на полу чистенькое, сами коровки — почти пять десятков безрогих животин и одна рогатая предводительница — ухоженные, холеные. Даже мычат, когда гости заходят — здороваются. Только вот маленькие телочки никак правила поведения не усвоят. Так и норовят пренебречь правилами гигиены — облизать каждого проходящего, не важно, человек это или кошка, да еще и подол халата зажевать.

Мамы-коровы, наверное, уже успели объяснить малышкам, что от них потребуется — давать побольше молока. И не понять им, что это-то как раз скоро может стать самой настоящей бедой для их хозяина. Молочники со страхом ждут вступления в Евросоюз — каким бы хорошим ни было их молоко, Европа поставит их в строгие рамки. Мы ведь не одни производители у нее, придется работать так, чтобы не выглядеть лучше своих старших товарищей.

Молочные реки стекают в канавы

С какой мыслью работает каждый бизнесмен, в том числе и фермер? Расширяться, улучшаться, в общем, зарабатывать, а не стоять на месте. И кто бы мог подумать, что такой демократичной и деловой Европе это стремление — как кость в горле. Латвийские молочники должны будут поставить на росте прибыли точку — страна получит ровно столько квот на производство молока, сколько будет разрешено Евросоюзом. Если сейчас Kalndunduri производит 300 тонн молока в год, то с мыслью улучшить свои дела Виестурс может расстаться. Или покупать квоты. Правда, это "или" Виестурс и не произносит — молочники знают, что среднему латвийскому хозяйству они будут не по карману.

Так что если Туя вдруг начнет доиться в два раза больше, пойдет эта молочная река в сточную канаву. Большой брат ЕС будет строго следить за тем, чтобы сверхплановое молоко не было продано без квот. Да что там говорить об улучшении! Сегодня такие вот Туи могут давать стране больше миллиона тонн молока в год, а ЕС — ни в какую. Дает добро на неполных 450 тонн — и точка. А если вдруг количество населения вырастет, и нам не будет хватать местного молока? Этот вопрос Европе вовсе не кажется проблемой. Та же Дания или Германия с большой радостью пришлют сюда пару сотен бидонов. Так что, похоже, зря страна тратит деньги на акцию "Выбери латвийский товар"…

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !