Вступили в силу правила Кабинета министров ЛР: на рынках запрещено продавать живую птицу. Фермеры в панике и готовы обращаться в Генеральную прокуратуру.
Озвучить мнение представителей малых хозяйств республики решил Янис Миса, у которого в последнее время от звонков и жалоб крестьян мобильный телефон буквально раскалился. Если раньше на его известный "зеленый рынок", расположенный на Юрмалас гатве, люди приезжали со всех концов страны — от Сабиле до Екабпилса — продавать кур, уток, индюшек и прочую живность, то теперь этого никто делать больше не сможет. Война с птичьим гриппом принимает в Латвии гипертрофированные формы и грозит разорением многим небольшим хозяйствам республики.

– Через неделю должно состояться открытие моего рынка, но что крестьяне смогут предложить? Пустые клетки! — возмущается Миса и заявляет, что уже готовит иск в Генеральную прокуратуру против Продовольственно–ветеринарной службы "за умышленное вредительство народному хозяйству", а параллельно намерен воевать и с Кабинетом министров. — Одни люди мне звонят и спрашивают, можно ли будет привезти живой товар, другие — получится ли что–то купить. А я лишь оправдываюсь… И понять простых людей несложно: ведь где еще, кроме как на "зеленых рынках" (а их в республике практически не осталось!), в Латвии можно приобрести домашнюю птицу? Не в супермаркетах же.

Увы, Мисе приходится всем отказывать, хотя люди, привозившие на рынок своих птиц, всегда заботились о качестве: пернатые были в клетках, чистые, с сертификатами и со справками от ветеринарной службы. А тут вдруг все в стране начали кричать о птичьем гриппе и запрещать торговлю крестьянам, имевшим ранее на это полное право… Нынешние ограничения основательно бьют и по тем, кто раньше весной покупал на рынке молодых уток и кур, а потом в течение всего года имел свежее мясо и яйца, мог заниматься разведением, даже селекционной работой.

Между прочим, как замечают фермеры, в уничтожении "зеленых рынков" могут быть вполне заинтересованы крупные поставщики птичьего мяса в большие торговые сети, поскольку предпринимателям невыгодны конкуренты. Если раньше за чертой Риги и в небольших городах люди (как правило, пожилые) спокойно держали домашнюю птицу, то теперь боятся и покупают курятину в магазинах, вместо того чтобы самим обеспечивать себя мясом без лишних трат.

Вдобавок Миса не берет с людей денег за места на рынке, земельный налог (к слову, оч–чень солидный) оплачивает из собственного кармана — это принципиальная позиция, экс–депутат Рижской думы старается хоть как–то стимулировать народное хозяйство. "Думаю, в данном случае меня поддержал бы и прадед, который купил этот участок земли в 1843 году за 453 царских серебряных рубля", — замечает собеседник.

— С ветеринарной службой у меня уже давние разногласия, фактически с момента открытия рынка — 7 лет назад. Кстати, открыл я его с личного разрешения исполнительного директора Риги! Однажды ко мне примчалась начальник Управления рижской окружной ветеринарной службы Силвия Стрика и цеплялась буквально ко всему, кричала, пугала, даже придралась к одной девочке, которая приехала на рынок раздать котят. Я судился с этой Стрикой и дело выиграл, — рассказывает Миса. — Но чего только эта ветеринарная служба не придумает, лишь бы навредить фермерскому хозяйству, напакостить крестьянам. И обратите внимание: в Латвии требования к крестьянам выше, нежели в других странах Евросоюза. Ну уж не знает наша страна, как еще прогнуться перед хозяевами из Брюсселя, бежит впереди паровоза.

Но, видно, воевать мне придется одному — крестьяне боятся ветеринарной службы и поэтому не очень хотят подписываться под заявлением в прокуратуру. Я вот недавно занялся тем, что решил отразить общественное мнение — ездил для этого по небольшим хозяйствам Латвии. Представьте, что мне рассказывали! На волне борьбы с птичьим гриппом по фермам колесят ветеринары и буквально терроризируют людей — если не могут найти нарушений в содержании кур и уток, то начинают проверять все бумаги на предмет содержания коров и свиней. И не дай бог, кто–то из частников перевыполнил план по части мяса, превысил квоты! Так, одного дедушку чуть до инфаркта не довели допросом о том, как он избавляется от "лишнего" мяса и молока! Здесь не грех вспомнить: в советские годы чем больше у крестьян было молока и мяса, тем лучше. А тут… Причем фермеры и рядовые хуторяне перед ветеринарной службой беспомощны, — подытожил Янис Миса.

После беседы с Мисой вашему автору один за другим звонили люди, которым ветеринарная службы в прямом и переносном смысле подрезала крылья. Все жаловались, просили помочь, поддержать. "Вести Сегодня" обратилась за комментариями к директору департамента по надзору Продовольственно–ветеринарной службы Мареку Самохвалову, который сказал, что пока ограничения Кабинета министров ЛР на продажу живой птицы действуют лишь до 31 мая, а там видно будет.

— У нас есть серьезные опасения: если пандемия птичьего гриппа начнется в Латвии, то в первую очередь заболеют куры и утки в небольших хозяйствах, где люди не в состоянии обеспечить все меры биобезопасности. Соответственно, живую птицу продавать строжайше запрещено. Я не думаю, что требования кабмина так уж сильно ударят по крестьянским хозяйствам, хотя, понятно, какие–то убытки они понесут, — заметил г–н Самохвалов.

В то же время под занавес уходящей недели фермеров поддержали орнитологи, выступившие с заявлением, что в Латвии в этом году точно не начнется пандемия птичьего гриппа! Услышат ли это заявление ветеринары и чиновники? Большой вопрос…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!