В среду вечером в городской музей Юрмалы привезли уникальную лодку, найденную в озере Ниерас (Тростниковом) близ Смилтене. Наши археологи дали древней долбленке от 9 до 12 тысяч лет — почти малую вечность. На ней плавали местные кроманьонцы, в далеком и диком каменном веке.
Тяжелое "каноэ" рассекает воды озера. Усталый рыбак, одетый в шкуры животных, гребет уверенно и легко. На дне лодке — наготове первобытные ловушки из лозы и костяные остроги, в руках — грубое весло. Тридцатилетний старик Рыбий Глаз с опаской посматривает на далекое облачко. Сзади гребет его сын, которому еще и имени не дали. Старается, но… При большой волне лодку не спасут даже балансиры (типа "крылышек" по бокам суденышка). Тем более что один из балансиров по левому борту уже отломался. Надо бы починить, но вот каменный топор затупился. Эх, старость не радость. А еще в местных лесах дуб не растет, а другие лиственные породы — труха. Да и вообще, сегодня трижды кричала птица Кух, примета самая дурная…

Хранительница фондов музея Инессе Хелвига провела корреспондента в святая святых — залу, где хранились не поместившиеся в экспозицию предметы. На длинной подставке стоит нечто, сильно вытянутое в длину и обернутое черным целлофаном. Хранительница бережно его снимает. Часть за частью обнажается суденышко, то, чего не видели глаза человека много тысяч лет. Пахнет сырым деревом и илом. Но сама лодка кажется сохранилась великолепно, как будто совсем недавно оставлена своим хозяином. Там, где когда-то сидел гребец, плещется мутная лужа… Большая лодка — длиной 4,20 метра, шириной около 48 сантиметров. Плавала она не по одному озеру. Тогда в окрестностях Смилтене находилось 6-7 небольших водоемов, соединяющихся маленькими речушками. Ученые предполагают, что раньше озерца образовывали одну большую цепь наподобие американских Великих озер. Так что жили как индейцы.

Лодок, которые бы так хорошо сохранились со столь давних времен, в Латвии практически нет. Нашли это суденышко, как всегда, случайно. Любитель-ныряльщик Эдгарс Ничулис решил поплавать близ общественной купальни на Тростниковом озере. Его внимание привлек побуревший от времени топляк. Аквалангист не поленился облазить побуревшие от времени бревна и коряги. Одно из утонувших деревьев явно носило следы рук человеческих. Ныряльщик позвал на помощь, и толпа мужиков с трудом вытащила лодку на берег (она весила не менее 100 килограммов). Эдгар Ничулис не сразу понял, что за диковинку он нашел. Он позвонил в Музей истории Риги и мореходства. Там ему дали телефон подводного археолога Волдемара Райнса, который руководит Центром подводной археологии при Юрмальском городском музее. Пока точно не известен ни возраст находки, ни порода дерева, из которой она была сработана, ни тип судна. Идентифицировать лодку согласно имеющимся образцам невозможно — ни в одной энциклопедии нет ничего похожего. Рабочее название — "озерная лодка местных жителей".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!