Остров Мангальсала (в хрониках — Магнусгольм) образовался в XVI веке: вдруг во время весеннего половодья значительно углубился южный рукав устья Даугавы, а в устье старого намыло огромную песчаную отмель. Потом, уже в 1840 году, река выкинула очередной фортель — вновь отступила, и остров превратился в полуостров. Само собой, этим тут же воспользовались военные, построив на территории мощнейшие укрепления.
Мангальсалу по очереди занимали немцы, поляки, шведы, солдаты царской армии под командованием графа Шереметева и так далее. Но до сих пор полуостров — непаханое поле для историков, биологов и, разумеется, диггеров. Так, корреспонденты "Вести Сегодня" присоединились к поисковому отряду "Орден" и отправились в путешествие по подземельям старинных военных укреплений, батареям некогда одного из самых значительных и полностью закрытых объектов Риги.

Первое береговое укрепление города, построенное в 1205 году епископом Альбертом на правом берегу Западной Двины — Цистерцианский монастырь, для диггеров XXI века уже не представляет особого интереса. Сегодня это место называется Сканстениеки, находится в районе протоки Вецдаугавы, а примечательно земляным валом, оставшимся от крепости, и небольшим Музеем рыболовства. Однако под землю в старинные погреба и катакомбы (ведь они обязательно остались!) пробраться, увы, невозможно. По крайней мере, хранитель музея Владислав Букловский заверил: "Все самое интересное находится на поверхности…"

Дождь размыл дорогу, центральную улицу Мангальсалы — Тралиеру, да так, что приходится останавливаться на значительном расстоянии от разрушенных укреплений. Раньше здесь была выложена мостовая, но, после того как в начале 90–х территория стала открытой и ее покинули военные, местные жители по камешкам разобрали дорогу для частных нужд. Аккурат рядом находились ворота бывшего "пионерского лагеря". "Так в советские годы частенько называли закрытые военные объекты", — замечает историк Валерий.

По правую сторону от дороги за столбами бывшего КПП в тени сосен виден огромный дот, построенный в 1929 году саперным полком латвийской армии, о чем и свидетельствует покрытая мхом надпись у входа. Само собой, команда диггеров тут же спускается в "бетонный гриб", толщине стен которого запросто позавидовали бы мощнейшие крепости раннего Средневековья. Действительно, чтобы в случае атаки врага можно было долго держать оборону, "бойницы" сделали на совесть, даже с небольшими бронеставнями. Историк Валерий отмечает: "Если вдруг бойцы не использовали каждую амбразуру, то лишние прикрывали металлическими пластинами". Причем все тогда продумывали до мелочей: вход и тот мог прикрывать боец огнем через отверстие в бетонной стене!

Вокруг — холмы и дюны. Причем, как уже подметили поисковики, все они крайне подозрительные и уж очень похоже, что значительная часть них — искусственного происхождения. "А вот что внутри — загадка", — говорит глава "Ордена" Константин Буглов. Тайну не смогут раскрыть еще очень долго. Ходят слухи, будто больше половины холмов имеют подземные переходы, где, возможно, сохранилось много реликвий ушедшей эпохи. Для сканирования территории необходим георадар — весьма дорогая "игрушка".

Совершенно случайно поисковики замечают мощный вход из кирпича улманисовского времени. Так просто его не найти, ведь подойди ты с другой стороны — увидишь лишь холм! А внутри — огромное помещение, где был склад минно–торпедного вооружения, хотя запросто могло поместиться и пять тяжелых танков в ряд. Как Константину рассказывали жители Мангальсалы, в одном из таких складов после вывода в 1993 году российской армии они нашли горы кирзачей и касок, что, само собой, вскоре же дружно и растащили.

Но дальше, метров за сто, виднеется еще более засекреченный объект: на поверхности осталась лишь часть входа, и то скорее всего случайно. Ясно, когда–то эта часть была полностью сокрыта от лишних глаз густыми кустами и ветвями деревьев. Под холмом — сводчатый потолок из красного кирпича, по бокам — небольшие ниши, где явно держали винтовки. Поисковики дружно, высвечивая путь фонариками, пробираются под холм. Кирпичи на потолке прекрасно сохранились — ну хоть сейчас очищай помещение и используй в военных целях! Причем никто не обнаружит это хранилище даже с воздуха (даже спутником из космоса!), поскольку структура дюн теперь — уж натуральней не бывает, а сверху растут кусты и тонкие сосны.

-Это укрепление появилось здесь еще до того, как построили тяжелые батареи, оно, видимо, датируется XIX веком. Гипотетически тут запросто могли укрываться солдаты, пока не поступит приказ атаковать неприятеля или же отразить штурм, — рассуждает Валерий.

Вдруг снаружи раздается возглас Константина. Оказалось, диггер нашел замаскированный каземат. О том, что внутри огромного помещения хранилось что–то взрывоопасное, свидетельствует множество громоотводов вокруг входа. Внутри — по периметру еще двух комнат — демпферный коридор, который в случае непредвиденного взрыва внутри должен был принять удар на себя и не дать разлететься осколкам по территории военного объекта.

Неподалеку — остатки старого фундамента одного бункера, на котором, чтобы сэкономить силы и средства, построили военные укрепления уже в советские годы. Но все это мелочи по сравнению с мощнейшей батареей, где стояли аж 10–дюймовые орудия. Ее подорвали солдаты царской армии в 1917 году, чтобы не сдать готовые укрепления врагу. Тогда немцы устроили крупную операцию по захвату Риги, переправились через Даугаву в районе Икшкиле и очень обрадовались возможности получить целый порт со всеми укреплениями, а после использовать Ригу как базу для поддержки и снабжения армии. Не тут–то было: многое, особенно на Мангальсале, успели уничтожить!

Огромные валуны совершенно фантастическими бетонными горами возвышаются между деревьями, а солнечный свет внутрь проникает лишь чуть–чуть.

— Дальше ступаем след в след, в узкие шахты лучше не сворачивать, а на подозрительные конструкции не наступать, иначе вдруг еще завалит, — предупреждает нас главный поисковик.

В небольшой комнатке со стенами толщиной три метра (как минимум!) с потолка на противоосколочной обшивке свисают сталактиты. Их природа довольно редкая — наросты образовались из соли, выделившейся за долгие десятилетия из бетона. Некоторые же стены вообще белые — в свете фонарика искрился толстенный слой соли от пола до потолка.

А неподалеку от укрепления в конце 30–х годов проходила железная дорога спецназначения, построенная после демонтажа береговых орудий, которые вскоре же поставили "на колеса". Таким образом пытались сделать оборону максимально функциональной, ведь вдоль всей береговой линии расставить орудия было крайне проблематично.

Вполне логично, после прогулки по забытым, а некогда особо важным стратегическим объектам команда поисковиков отправляется проверить, на месте ли корма железобетонного шведского корабля. Не стоит удивляться, судно построено именно из этого материала, поскольку с "чистым железом" после войны была большая напряженка. Корабль ходил по Балтике, пока случайно не сумел вписаться в поворот и не сел на мель у самых ворот Даугавы. По рассказам местных жителей, на берег выплыли совершенно невменяемые моряки, от которых разило перегаром. Диггеры уже не первый год надеются при помощи специального оборудования проникнуть внутрь железобетонной конструкции и проверить помещения. Однако, вполне возможно, тяжелый корабль давно засосало в песок, и каюты очистить, увы, невозможно.

Обидно, Мангальсала хоть и считается охраняемым природным объектом, но никак не контролируется: территория полностью заброшена и замусорена. Понятно, у военных на приведение объектов не то чтобы в музейный, но хотя бы в презентабельный вид денег нет. Тогда, может, действительно стоит разрешить проводить здесь раскопки историкам и археологам, а к процессу всегда будут готовы подключиться сталкеры подземелий — диггеры.

P. S. Если у кого–то появляется интересная информация, то рекомендуем посетить сайт www.kladoiskatel.care.lv, где можно всегда ею поделиться.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !