После многочисленных обвинений со стороны министра внутренних дел Мариса Гулбиса госсекретарь МВД Юрис Рекшня решил уйти в отставку. В течение двух недель Рекшню успели обвинить и в утечке секретной информации, и в необоснованном увольнении полицейских, и в незнании иностранных языков. Вчера министр обвинил генерала в… шантаже.
В четверг днем министр внутренних дел Марис Гулбис заявил, что госсекретарь министерства Юрис Рекшня шантажировал его. По словам министра, Рекшня позвонил ему и сказал, что в его распоряжении есть видеоматериалы, на которых запечатлены высказывания Гулбиса по поводу других должностных лиц. "Это переходит всякие границы этики. Госсекретарь так не поступает",— не скрывая негодования, высказался Гулбис.

Пусть проверяет KNAB

Пресс-секретарь министра Майя Целминя сообщила Kb, что описанный выше разговор состоялся в понедельник, она была неподалеку и по отдельным репликам поняла, что речь идет о записи. "Министр предложил Рекшне обратиться в Генпрокуратуру, а сам направил Бюро по защите Сатверсме (SAB) заявление с просьбой проверить высказывания госсекретаря",— рассказала г-жа Целминя. Как стало известно Kb, SAB проверкой информации заниматься не будет. По словам пресс-секретаря бюро Дайниса Микельсонса, заявление уже передано на рассмотрение Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией.

Рекшня же заявил, что никаких видеоматериалов у него нет. "Это серьезное оскорбление, так как министр обвиняет меня в серьезных нарушениях закона",— прокомментировал он высказывания Гулбиса. Но выносить сор из избы Рекшня не стал. Вместо этого, после личной встречи с премьером Эйнаром Репше, он заявил, что покидает МВД. "После высказанных обвинений я не вижу возможности продолжать работать вместе с Марисом Гулбисом",— отрезал на прощание генерал. В суд уже бывший госсекретарь обращаться не собирается, так как, по его словам, это ниже его достоинства.

"Я говорил правду в лицо"

Так что же в действительности произошло? Почему любимый народом министр (его рейтинг — наивысший среди членов Кабинета министров) и авторитетный генерал не смогли найти общий язык? В разговоре с Kb г-н Рекшня поведал, что с юмором относится к последним заявлениям министра. "Я уже со счета сбился. Друзья говорят, что скоро мне придется признаться в поджоге Рейхстага,— говорит он.— Меня Гулбис обвиняет в хранении кассет, у моего предшественника (Андриса Стариса. — Ред.), оказывается, были черные папки. В медицине есть хороший термин — мания преследования". У Рекшни своя версия "немилости" к нему министра. Он подчеркивает, что камнем преткновения в отношениях двух должностных лиц стал вопрос организации трудовой дисциплины.

"О какой дисциплине можно говорить, если за год министр посетил только три оперативных совещания? Министр ушел в сторону от руководства, все больше уделяя внимания своему имиджу,— считает генерал Рекшня.— Я всегда говорил то, что думал, и говорил прямо в лицо министру. Для меня неприемлема такая ситуация, когда "вошел в кабинет со своим мнением, а вышел с правильным".

Две недели черного пиара

Сейчас Рекшня уходит в отпуск, после которого подаст в отставку. Чтобы избавиться от госсекретаря, Марису Гулбису понадобилось ровно две недели. Разумеется, у министра есть своя версия событий. Согласно ей, началось все 22 января, когда Гулбис вызвал Рекшню к себе на встречу и намекнул, что тому стоит поменять портфель госсекретаря на кресло советника министра. Официально высказывалось сразу несколько причин. Первая — причастность госсекретаря к утечке секретных данных из Информационного центра МВД. Он якобы одобрил подписание договора между МВД и одной частной фирмой о выдаче информации. (Поставил резолюцию на соответствующем прошении "Не возражаю, в рамках закона".) Благодаря стараниям KNAB не заставил себя ждать и второй повод для отставки. На этот раз Рекшне припомнили 1999 год, когда он самовольно ликвидировал полицейскую охрану в Рундальском замке. (На самом деле конкурс на охрану выиграла частная охранная фирма.) управление государственной гражданской службы, проводившее проверку Рекшни на соответствие должности, признало, что никаких оснований для отставки или ротации нет. Правда, в Управлении также заметили, что Рекшню можно перевести на другую должность и без их согласия. И Гулбис, похоже, решил добиться этого любым способом. Когда все компроматы погорели, глава МВД просто заявил, что хочет видеть на посту госсекретаря молодого, энергичного, владеющего иностранными языками человека. И заодно направил своему товарищу по партии премьеру Эйнару Репше просьбу, в которой попросил Репше предложить Рекшне другой пост.

Премьер не долго думая предложил госсекретарю перебраться в тюрьму, а точнее — пост замруководителя Управления мест заключения. Рекшня отказался от этой должности (и то сказать, это все равно, что из начальника штаба дивизии превратиться в начальника гаупвахты). Так же как неделей ранее не принял предложения стать советником министра. "Это смешно! Меня пока рано ставить в стойло",— говорит Рекшня, добавляя, что о дальнейших планах начнет думать завтра.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !