Православный народ готовится к своему главному церковному празднику — Светлой Пасхе. Хозяюшки обмениваются рецептами куличей, закупают краски для яиц, кто-то по старинке собирает луковую шелуху.
Пасху издавна воспринимали как праздник для души и тела. А в последние годы у огромного количества людей и вовсе смешались да перепутались все представления о пасхальных традициях, вот и несут они теперь в церковь не только крашеные яйца, но и мясо, майонез в упаковках да бутылки с алкоголем. Допустимо ли это? Что должно быть на пасхальном столе и какими основными принципами надо руководствоваться, отмечая Светлый праздник? Обо всем этом "эмка" решила поговорить с митрополитом Рижским и всея Латвии Александром.

- Владыка, какие чувства вы лично испытываете накануне Пасхи?

- Чувство надежды, что когда-нибудь — когда-нибудь (!) — Пасха, которую мы празднуем в этой жизни, будет воскресением и меня, потому что все мы имеем окончание земной жизни. Мы все надеемся, что наша Пасха земная перерастет в Пасху вечную, где будет вечный свет и радость. И, конечно, Пасха — это всегда ожидание весны, радости, чего-то такого самого прекрасного. Праздник оживания, восполнения в душе человеческой возможностей. Но это и природное явление — появляется много света, все цветет. Мы ожидаем, что будет ярче светить солнышко, прилетят ласточки… Вот сейчас тоже светит солнышко, но немножко холодно. Мы как-то заморозились и готовимся к тому, что отогреемся…

- А что вы можете посоветовать тем, кто делает свои первые шаги на пути к церкви, впервые постился и будет разговляться, как то предписывают церковные правила?

- Сегодня все больше и больше людей приходят в церковь. Но воцерковление не такой простой процесс. Первая ступень — конечно, посещение храма, доверие к Богу. Тем, кто впервые постится, прежде всего надо понять, что пост не должен быть самоцелью, догмой. И суть его не в кулинарных ограничениях. Ибо пост — это прежде всего возможность очистить свою душу, свой дух. Это испытание, которое помогает уединиться в мыслях о бытии и убедиться в силе своей веры.

- Имеет ли смысл вести на крестный ход детишек?

- Совсем маленьких, конечно, вести не нужно. Зачем мучить? Другое дело, если ребенок сам просится, если он уже в том возрасте, когда понимает, что это за праздник, и имеет огромное желание пойти со взрослыми. В этом случае — почему бы и нет? Я, например, сколько себя помню, всегда просился, чтобы родители взяли меня с собой. Но когда был совсем маленьким, они меня все равно не брали.

- А как вы относитесь к тому, что некоторые люди сегодня приносят освещать в церковь все подряд продукты?

- В церкви можно освещать только яйца, куличи и пасхи. Мясные продукты и уж тем более алкоголь приносить в церковь не надо.

- Тогда скажите, какие блюда надо готовить на Пасху? Есть ли какие-то ограничения в меню?

- Прежде всего на праздничном столе должны быть уже перечисленные куличи, пасхи и яйца. Далее — никаких ограничений нет. Садиться за стол можно только по окончании всенощной и заутренней службы — как правило, не ранее чем в 3-4 часа ночи. Время в данном случае уже зависит от того, где и в котором часу заканчивается служба. Потому лучше всего накрывать стол днем в воскресенье. Но много есть (особенно после поста!) не надо, чтобы тяжело потом не было.

- А какое у вас самое любимое блюдо на пасхальном столе?

- Топленое молоко. Творог. Я очень люблю молочные продукты! И еще много чего люблю, но все же не съешь.

- А вы, кстати, с близкими и родными устраиваете праздничные поединки — яйцами стукаетесь?

- Если времени хватает — стукаюсь, как вы говорите.

- Чаще выигрываете или проигрываете?

- Когда как. (Владыку озаряет добродушная улыбка. — Прим. автора.) Повторюсь, сейчас на подобные занятия времени у меня уже нет. Вот в детстве я очень любил все эти игры на Пасху. К нам в деревню сбегалась вся детвора из соседних поселков, мы весь день вместе гуляли, радовались солнышку, природе и устраивали настоящие соревнования. Были мальчишки, которые протыкали яйца иголочкой, выпивали их, а внутрь заливали жидкий воск. Эти яйца становились твердыми, "непробиваемыми", и их обладатели, естественно, всех обыгрывали и забирали себе порой по 10-15 штук яиц. Но я пользоваться этим рецептом не умел и никогда не пробовал так делать. Самое же радостное детское воспоминание с празднования Пасхи — ощущение счастья и света — у меня сохранилось и по сей день.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!