АО L&T Hoetika и ООО Nelshen Riga Atkritumu saimniec­ba, поделившие между собой весь рижский рынок по сбору и вывозу отходов, получат право работать на нем на пару до 2020 года. Подготовлены к принятию правила Рижской думы, согласно которым конкуренты смогут пробиться на этот рынок, только если одна из этих фирм вдруг окажется неплатежеспособной.
Порядок "мусорного извоза" определяют правила, разработанные департаментом среды Рижской думы. В них сказано, что нынешняя ситуация, когда на рынке действуют только два оператора, себя оправдывает. Не случайно с обоими городские власти продлили договоры до 2020 года. Что касается прихода в этот бизнес новых игроков, то глава департамента среды Аскольд Клявиньш говорит: это возможно, лишь если один из нынешних операторов по какой-то причине не сможет выполнять условия договора. Скажем, из-за неплатежеспособности.

На мусорный рынок Риги уже не один год пытаются пробиться новые операторы. Но безрезультатно. Договор с фирмой EKO Riga, намеревавшейся вывозить опасные отходы, действовал пару месяцев и недавно был расторгнут. Фирму Lobbe Latvija вышвырнули с рынка в 2001-м, и она до сих пор судится с городскими властями. Не может выйти на наш рынок и британская Cleanaway.

Годовой оборот столичного "мусорного рынка" составляет 4,75 млн. Ls. Деньги солидные. При этом исполнительный директор города Марис Тралмакс считает, что в такой специфической нише, как сбор и вывоз мусора, либерализация рынка может привести к хаосу. В пример он приводит Вильнюс. Там пошли на эксперимент: привлекли массу новых операторов. Возникла неразбериха — на одной и той же улице сбором отходов занимались разные фирмы, и было непонятно, кто за что отвечает.

По мнению г-на Тралмакса, в этом бизнесе могли бы работать небольшие фирмы, но, в первую очередь, на переработке отходов. Пока же инициатива здесь через край не бьет, и тот же картон "уезжает" на утилизацию в Литву, стекло — в Эстонию, макулатура — в Западную Европу. В Риге перерабатывают лишь пластиковые бутылки, а в Адажи — полиэтилен.

Аскольд Клявиньш уверяет, что приход новых операторов на тарифах не отразился бы. Во всяком случае, если бы они и снизились, то перед новым скачком вверх. "Посудите сами, тарифы на вывоз мусора определяет рижский Регулятор,— разъясняет Kb свою позицию глава департамента среды.— Возможно, новые операторы и обратились бы в Регулятор с предложением снизить тарифы. Надо же показать себя. Но через год или раньше последовало бы новое предложение — резко повысить тарифы.

Возможности для получения прибыли у новых операторов были бы ограничены: рынок был бы поделен между пятью-шестью фирмами, а не двумя".

К тому же, по словам руководителя департамента среды, машины новых операторов по вывозу мусора усугубляли бы и без того сложную транспортную ситуацию в городе. Против этого тезиса резко возражает Артем Цыбулевский, директор фирмы Lobbe Latvija, которая до сих пор судится с городскими властями: "Давайте тогда в один день недели будем запрещать красные машины, другой — синие, третий — зеленые, и дело с концом". С 2000 года Lobbe Latvija, получив все разрешения, стала работать на рижском рынке по сбору и вывозу отходов. Фирма небольшая: четыре машины, два десятка работников. Но у нее была своя ниша — обслуживание жилищных кооперативов, юридических лиц. В 2001 году Рижская дума ввела новый порядок заключения договоров между городом и операторами. Только после этого фирма могла получить лицензию на деятельность. И Lobbe Latvija в договоре было отказано. Фирма посчитала себя несправедливо обойденной и обратилась в суд.

Возможно, отцы города, считающие, что работать на этом рынке под силу лишь крупным фирмам, и правы. Однако г-н Цыбулевский уверен, что должна существовать конкуренция, а решать, с кем выгоднее и удобнее, — жителям. Для обслуживания всей Риги, по его мнению, достаточно 20 мусоросборочных машин. Кроме того, фактически закрытый рынок мешает приходу новых инвесторов, которые могли бы вкладывать прибыль в предприятия по переработке отходов. "Мусор нужно везти не на свалки, а на местные перерабатывающие предприятия",— убежден Цыбулевский.

Председатель Совета по конкуренции Петерис Вилкс говорит Kb, что к ним не раз обращались фирмы с жалобами на нездоровую ситуацию на "мусорном" рынке города. Последняя жалоба — от Lobbe Latvija. По словам г-на Вилкса, совет критически оценивает нынешнее положение дел. В то же время уборка мусора — бизнес специфический, и, возможно, слишком большое количество операторов скажется на нем негативно.

А вот финны не считают, что конкуренция может отразиться на качестве этой услуги. В каждом районе Хельсинки свой оператор, и выбирают их раз в четыре года на конкурсной основе. Впрочем, Рижская дума еще не сказала последнего слова. Порядок, предложенный департаментом среды, до конца года должен рассмотреть комитет среды.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!