Латвийские женщины, не веря в свою счастливую звезду на родине, стремятся устроить судьбу на Западе. Кому–то это удается, кого–то ждет жестокое разочарование. Сегодня мы публикуем две женские истории, два диаметрально противоположных взгляда на то, что покинули эмигрантки на родине и что обрели на чужбине.
Это расхождение в оценках двух героинь — русской и латышки, проживших несколько лет в Германии, шокирует. Но мы сочли уместным опубликовать оба мнения с тем, чтобы молодые наши соотечественницы, которые мечтают о заморских принцах, все–таки еще раз задумались о своем будущем. А нашим госмужам стоит подумать о том, какое будущее ждет Латвию, если от ее настоящего бегут за рубеж женщины, молодежь, квалифицированные специалисты…

В редакцию Ирина позвонила после публикации статьи "Я виновата лишь в том, что хранила домашний очаг" (см. "ВС" от 19 февраля). "Вы подняли очень актуальную проблему, — сказала она. — Закон практически не защищает женщину–домохозяйку, оставленную мужем на произвол судьбы. Но здесь, на месте, есть еще хотя бы какая–то иллюзия, что в твоей проблеме принимают участие. А после развода с иностранцем чувствуешь себя так, словно тобой попользовались, а потом выкинули за ненадобностью на помойку…"

Принц для латвийской золушки

Знай Ирина 10 лет назад, что ей предстоит испытать, никогда бы не сменила скромное положение латвийской негражданки на житье в Германии. Ведь, несмотря на политические, финансовые и прочие катаклизмы, потрясавшие Латвию в середине 90–х, у нее была здесь и квартира, и работа, и относительно налаженная жизнь. Но когда появился он — видный, элегантный, симпатичный, состоятельный — и предложил руку и сердце, Ирина поверила, что вытащила счастливый билет. И несмотря на более чем солидную разницу в возрасте (22 года "в пользу" супруга), без раздумий приняла это предложение. Скоренько распродав все, что было нажито за предыдущую жизнь, она устремилась туда, куда повлекли ее любовь и синяя птица удачи…

— Поначалу у нас все шло хорошо, — вспоминает Ирина. — Я переселилась к мужу. Работала на его фирме — неофициально, конечно, и бесплатно. Строили планы, муж рисовал передо мной самые радужные перспективы… А потом обстоятельства сложились так, что нам пришлось переехать жить в Венгрию. Дом и прочее имущество было продано, все деньги были переведены на счет мужа. И когда мы приехали в Венгрию, муж неожиданно объявил мне, что решил со мной расстаться…

К разбитому корыту

Напомним: Латвию Ирина покидала, будучи латвийским НЕГРом. И оказавшись отвергнутой супругом, сполна ощутила, насколько она бесправна.

— Пока у нас все было нормально, я даже не осознавала до конца, насколько зависела от его доброй воли, — говорит Ирина. — Захочет, чтобы была с ним рядом, значит, буду, не захочет — значит, нет. Как собачонка, подобранная на помойке! Когда он решил развестись со мной, он просто… сообщил куда следует, что наш брак фиктивный. И закрыл мне вид на жительство в Германии. И это при том, что с 1995 года мы жили вместе, под одной крышей, вели одно хозяйство!

…Все наши деньги муж еще раньше предусмотрительно перевел на свое имя. Перед тем как поставить меня в известность о разводе, он закрыл мне доступ к счету. И, разумеется, ничего мне не дал — ни как жене, ни как работнику; а ведь я вкалывала на его фирме несколько лет бесплатно, свято веря, что взращиваю наше с ним обеспеченное будущее!

Когда я выходила замуж, то все имущество, которое у меня было, я либо распродала, либо увезла в Германию. И сейчас возвращалась буквально в никуда: мать умерла, прежние знакомства за долгие годы оказались как–то утеряны, зато нажита куча болячек на нервной почве. Встала на учет по безработице — но до сих пор не могу пройти какое–то обучение и влиться в нормальную жизнь… Словно пропасть разверзлась под ногами!

И главное, не оставляет чувство горечи и обиды: почему со мной так обошлись? Уверена: будь на моем месте гражданка Германии или какой–либо иной западноевропейской страны, мой бывший супруг никогда не позволил бы себе так бесцеремонно обойтись с ней. А позволил бы — нажил кучу неприятностей: права СВОИХ гражданок там защищают очень активно!

Песок и вата

Немного придя в себя и собравшись с силами, Ирина начала бракоразводный процесс. И тут же обнаружила, что защищать ее права практически некому. Ни в Латвии, ни в Германии, ни в Венгрии.

— В Латвии я начала методично обращаться во всевозможные организации — официальные и общественные, — говорит Ирина. — И очень быстро убедилась, насколько это безнадежно. Тебя в лучшем случае примут, выслушают и посочувствуют — и на этом все. Ходишь, просишь — как в вату, как в песок! Реальной помощи никакой! Мало того. То ли в силу некомпетентности, то ли каких–то иных причин наши официальные институции неоднократно под видом документов пытались выдавать мне бумаги, которые не имеют никакой юридической силы! Даже копии пытались впихнуть как полноценный юридический документ! Сама была свидетелем, как в суде в Германии такие, с позволения сказать, официальные бумаги подшивались к делу "для сведения", никто их всерьез не брал…

А общественные организации? Там вообще разводят руками: дескать, они ни на что повлиять не могут. В одном общественном фонде, правда, вроде как с энтузиазмом взялись меня защищать, даже своих представителей прислать на суд пообещали. А когда дошло до реального дела, тут же дали задний ход: дескать, слишком уж дорого представителей на суд отправлять.

…Ценой неимоверных усилий Ирине удалось добиться, чтобы ей предоставили возможность бесплатно пользоваться услугами немецкого адвоката и начать бракоразводный процесс в Германии. И хотя, по словам Ирины, большого рвения ее немецкий защитник не проявляет (ему постоянно надо звонить, напоминать о себе, вылавливать, подталкивать — что и накладно, и отнимает массу времени и нервов), что–то он все–таки делает. Хотя чего требовать с "бесплатного" адвоката?

"Еврожены всех стран, объединяйтесь!"

— В принципе, у женщины, оказавшейся в похожем положении, возможность отстаивать свои права есть, — убеждена Ирина. — Надо только знать, куда обращаться, как добиваться. Беда в том, что, во–первых, в Латвии на этот счет проконсультироваться практически негде. Во–вторых, наши официальные "защитники" сильны лишь тогда, когда надо умно рассуждать о международных конвенциях, приверженности принципам демократии и еврогуманизма. А приходишь с конкретной проблемой, просишь конкретной помощи — и чувствуешь, насколько твои беды всем по барабану…

И ведь я наверняка не одна с такой проблемой. У моей знакомой, к примеру, дочь тоже вышла замуж, уехала к мужу в Швейцарию. А через три года развод. Причем по абсолютно такому же сценарию: муж сообщил, что брак был фиктивным, и экс–супругу без разговоров выдворили из страны за две недели! Словно какую–то бесправную, бессловесную тварь!

Наших бывших евромужей защищает их подданство, законодательство их стран. Нас — практически никто и ничто. Поэтому самое время вспомнить известное выражение "Спасение утопающих — дело рук самих утопающих". Ведь у каждой из нас есть свой опыт, свой уровень информированности. Кто–то, к примеру, вообще понятия не имеет, что можно как–то защищать свои права. А у меня одна переписка килограммов пять, наверное, весит!

Кроме того, в той же Германии есть информация, которая здесь, в Латвии, нам недоступна, особенно если человек сильно стеснен в средствах. Есть газеты, где тамошние юристы дают консультации, в том числе по интересующему нас вопросу. Есть консультанты — квалифицированные юристы из Германии, Англии и т. д., которые прекрасно ориентируются в данной сфере законодательства и способны оказать реальную помощь.

Но получить всю эту помощь в полном объеме поодиночке невозможно. Поэтому я предлагаю всем бывшим евроженам объединиться в организацию и помочь друг другу, а значит, и себе лично. Вместе мы заставим услышать себя. И доказать, что каждая из нас — не бессловесное существо, которое владелец может выкинуть за ненадобностью, а ЧЕЛОВЕК.

P. S. Те, кто готов откликнуться на призыв Ирины Х., ее координаты могут получить в редакции.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !