Министр среды и регионального развития ЛР Раймонд Вейонис считает, что страну давно пора очистить от грязи. Об этом он рассказывает в интервью газете "Вести Сегодня".
Министр среды и регионального развития ЛР Раймонд Вейонис уверен, что во времена этого Кабинета министров не будет построен целлюлозный комбинат в Озолсале, не уничтожат главную реку страны каналом "Транзитный путь Даугава — Днепр", с нарушителей, строителей малых ГЭС, начнут брать еще большие штрафы, а незаконных свалок станет все меньше и меньше.

Подробно г–н Вейонис рассказал корреспондентам "Вести Сегодня".

Мы успеем очистить реки

— Экологическая ситуация в Латвии улучшается. Нам удалось заключить договоры на использование больших средств из ЕС — почти 100 миллионов евро на разные проекты. В частности, вложено много инвестиций в строительство очистных сооружений.

— Значит, есть шанс, что к 2015 году, сроку, назначенному для нас Евросоюзом, успеете привести внутренние водоемы в порядок?

— Даже раньше. До конца 2008 года мы решим вопрос об очистке сточных вод в населенных пунктах, где живет более 100 тысяч человек. Соответственно, в таких городах, как Рига, Даугавпилс, Лиепая и Вентспилс, вода станет значительно лучше. До 2011 года разберемся с очистными сооружениями в местах, где жителей более 10 тысяч, а к 2015–му все нормализуется в маленьких городах и поселках.

— Правда, до сих пор на многих предприятиях, в частности на Лигатненской бумажной фабрике, очистные сооружения оставляют желать лучшего.

— Да, лигатненская фабрика не отвечает тем требованиям, которые мы предъявляем. Хотя до 1 мая 2005 года там обязаны ввести новые технологии. В Латвии все еще много предприятий со старым оборудованием, но государство им не дает никаких инвестиций, поскольку не видит смысла вмешиваться в частный бизнес. Поэтому все на совести предпринимателей, но они же, кстати, теперь могут брать большие деньги из еврофондов на очистку сточных вод.

— Решить аквапроблемы весьма затруднительно и из–за малых ГЭС. Может, стоит жестче карать строителей станций, которые до сих пор плюют на закон?

— Уже состоялось первое собрание рабочей группы, в которую вошли противники ГЭС, сами владельцы станций и представители министерств. Надеюсь, группа разработает предложения, как защитить реки и свести вред ГЭС к минимуму. Я выступаю и за то, чтобы злостным нарушителям аннулировали лицензии на производство электричества, а это означает автоматическое закрытие станций. Тогда уже можно подумать и о сносе малых ГЭС. Кстати, с нашей подачи внесли изменения в Административный кодекс. Теперь нарушители платят уже не 250 латов штрафа, но более тысячи.

Особенно мне приятно — я этому искренне рад! — что новые ГЭС не строят. Ведь, знаете, самые большие нарушения бывают именно во время строительства. Так, к примеру, совершенно варварски относились к природе владельцы станций на Гауе. Но это в прошлом, а теперь надо втолковать хозяевам всех ГЭС, что они ОБЯЗАНЫ четко соблюдать закон. Частники должны, например, обеспечивать минимальную проточность воды, а не перекрывать течение, как это частенько делали позапрошлым летом, чем существенно ухудшили экологию рек.

Отразим атаку на Даугаву!

— Теперь в "Латвэнерго" активно обсуждают вопрос о строительстве еще двух станций на Даугаве — в районе Екабпилса и Даугавпилса…

— Я об этом знаю только по слухам из отдельных газет, а реально возможность строительства новых больших ГЭС равна нулю. К слову, в Даугавпилсе это вообще исключено, так как в том районе охраняемая Евросоюзом территория — Даугавские излучины. Да и общество будет категорически против таких проектов.

— Народ активно выступал и против строительства целлюлозного комбината в Озолсале. А как к проекту относятся в Кабинете министров?

— Лично я, равно как и премьер, и вообще большинство министров, категорически против опасного комбината. При нынешнем кабинете положительное решение о строительстве целлюлозного комбината невозможно!

— Это же касается и скандального, а скорее, безумного проекта "Транзитный путь Даугава — Днепр", который мечтает реализовать фонд "Лавера"?

— Латвия в этом проекте участвовать не будет. Хотя я слышал: на Украине и в Белоруссии начали строить новые ГЭС, правда, пока до конца не ясно — в рамках проекта канала или же самостоятельно. Экономически проект абсолютно невыгоден, а с экологической точки зрения — страшен.

Насколько я знаю, против канала активно выступают общественные организации как на Украине, так и в Белоруссии. В любом случае, и канал, и даже простые ГЭС на Двине существенно скажутся на нашей Даугаве — ухудшится качество воды. Если же Днепр соединят с Даугавой, то может начаться миграция животных и рыб из более теплого региона к нам. То есть изменится экологический баланс в реке, и последствия могут быть необратимыми.

Браконьеров — на мушку

— Вскоре стартует акция Латвийской ассоциации рыболовов "Лососям быть!". Вы, насколько известно, всеми силами поддерживаете проект.

— Верно. Акция по сохранению лосося должна быть! Я рад, что люди охотно откликаются на призыв Латвийской ассоциации рыболовов и поддерживают проект. Это очень хорошая модель того, как государство, самоуправления, полицейские, военные и простые энтузиасты сотрудничают друг с другом. Однако бросим камень в огород правительства, которое не выделяет достаточного количества средств на столь полезную акцию. До сих пор катастрофически не хватает инспекторов, а тем, которые есть, приходится очень сложно. Зато благодаря акции уже возросла популяция лосося в речке Салаце.

— Вы были и инициатором поправок к "рыбному закону" о запрете ловли сетями. Теперь вообще все чаще раздается призыв: полностью запретить использование сетей! Это необходимо?

— Да, в Даугаве и больших озерах надо запретить сети. За это выступают и рыбаки, использующие удочки, и инспекторы, которые видят огромное количество нарушений. В противном случае нам не удастся сохранить популяции рыб. Следующий шаг — лимитировать торговлю сетями и даже запретить их продавать на рынках. Исключения могут распространяться лишь на специализированные магазины, и то сети надо продавать рыбакам только по предъявлению лицензии.

В мусоре по шею

— Насколько активно решается вопрос с утилизацией отходов?

— Покрышки и масла сжигают в Броцени, хоть медленно, но верно. Организация "Зеленая точка" намерена в этом году поставить завод по переработке PET–бутылок, откуда новый материал (пластмассовая крошка) будет поступать на западные фабрики. Аккумуляторы сейчас собирают и вывозят на переработку в Скандинавию. Ртутные лампы дневного света успешно уничтожают в Лиепае. Все еще не решена проблема с химическим оружием в Балтийском море (о ней общество частенько информирует организация Латвийский зеленый крест. — И. М.). Пока оно не так опасно, но доставать бочки и снаряды на поверхность нельзя, ведь может случиться катастрофа. Скорее всего, в будущем создадут саркофаги в море, в которых и захоронят химическое оружие. В любом случае, с наследием двух войн придется разбираться.

— А как быть с бытовыми отходами?

— Построены новые полигоны в Лиепае и Вентспилсе, в ноябре должны сдать два объекта в Риге.

— Однако как всякие недоумки выбрасывали мусор в лесах, каналах, по берегам рек, так и продолжают это делать…

— Мышление людей меняется медленно. Обидно, ведь люди сами же засоряют свой дом. А нашему ведомству, в свою очередь, надо активнее работать и просвещать население.

— Оправдывает ли себя идея раздельного сбора мусора, когда для каждого вида отходов существуют разные контейнеры?

— Пока это все еще не поставлено на поток и скорее существует в виде эксперимента. Да, можно, конечно, сортировать отходы на полигонах и потом их перерабатывать, но намного эффективнее процесс, если сами люди позаботятся и начнут выбрасывать отходы раздельно — в специальные контейнеры.

Заплатки для закона

— Недавно в Национальном парке "Гауя" побывала группа финских экологов. Специалисты схватились за головы, когда увидели, что на охраняемой законом территории ведутся вырубки.

— Законно это случается крайне редко, и исключительно тогда, когда необходимо искусственно прореживать лес. Что же касается незаконных вырубок, то их становится все меньше. Да и у нарушителей закона чаще бывают большие проблемы со сбытом незаконной древесины.

— Периодически случаются скандалы из–за несоблюдения закона о защитных полосах.

— Да, но и их все меньше. Благодаря активности общества нам удается вовремя приостанавливать строительство в дюнной зоне. Нарушители до сих пор ищут лазейки в законах, но мы раз от раза затыкаем эти дыры. Я считаю, надо максимально строго карать тех, кто вредит экологии Латвии. Мягкость здесь не идет на пользу!

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !