"Я в шоке от того, что творится в Латвии! Неужели в одной стране мы не в состоянии найти хотя бы сто честных людей, которые могли бы представлять народ в сейме?!" — сокрушается депутат сейма от партии "Новое время", известная театральная актриса и супруга поэта Иманта Зиедониса Аусма Зиедоне–Кантане.
Она сама себя называет "наивной идеалисткой" и не скрывает, что ее кумир в политике — партийный босс Эйнарс Репше.

— Г–жа Кантане, ну вот мы вступили в ЕС. Как вы считаете, что теперь изменится в вашей жизни?

— Меня больше волнует не собственная судьба — я все–таки не бедствую, а судьба государства и большинства ее жителей, которые терпят нужду. Вы не представляете, сколько людей обращаются ко мне за конкретной помощью. Нет, им нужен не совет, не утешение, им нужны деньги. Я ведь известный человек, и поэтому ко мне приходят сотни просьб о помощи. Вот вам типичная ситуация. Пишет мне женщина из провинции. Она сама пенсионерка, муж — онкобольной, сын — инвалид с детства. Семья просто голодает, нет денег на лекарства. Ну что мне делать? Ответить им, что мне жаль, и пожелать удачи? Остается одно — я беру деньги из своего кошелька и отправляю этой семье. Чуть ли не каждую неделю я посылаю бедствующим жителям Латвии по "десятке", "двадцадке", иной раз кладу в конверт и 50 латов… Я, конечно, отдаю себе отчет в том, что один депутат, пусть даже с хорошей зарплатой (по латвийским меркам), не в силах накормить, одеть и обудь тысячи людей. Этим должно заниматься государство. Будем реалистами: Латвия в одиночку едва ли быстро сможет поднять всем жителям уровень жизни. Здесь я надеюсь на Евросоюз. Я думаю, что ЕС поможет оживить экономику Латвии и тогда в бюджете появится больше средств.

На днях я встречалась с коллегами из Португалии. Они честно признают, что если бы не ЕС, то их страна еще долго была бы "развивающейся". То же самое говорят и коллеги из Греции, Испании, других стран, которые относительно недавно вступили в ЕС. Так почему же мы должны думать, что Латвии в ЕС будет хуже, а не лучше? Мы же умеем работать, у нас достаточно профессиональные кадры во всех сферах. Наши главные враги — это коррупция и нечестные политики. И, конечно, отсутствие моральных принципов. Вот я сейчас смотрю на стенды, которые выставлены в сейме и рассказывают о нашем пути в Евросоюз. Начиная с 1991 года. Вот подпись нашего первого президента после восстановления независимости Гунтиса Улманиса под документом о выводе российских войск. Это же историческое событие! И г–н Улманис мог бы войти в историю Латвии как выдающийся госдеятель. Но… у меня в голове тут же возникают параллели с днем сегодняшним. Мне так и не понятно, зачем бывшему президенту страны нужно было возглавлять оргкомитет по строительству хоккейного дворца? Самое поразительное — он, оказывается, получал жалованье в размере полутора тысяч латов в месяц! Бешеные деньги! Но за что? За то, что в течение 2 лет фактически ничего не было сделано для строительства дворца и Латвии грозит международный позор?! Объясните, как г–н Улманис, с его–то статусом первого президента, с его авторитетом и опытом, позволил себе получать такие деньги, зная, что никакой работы не ведется?! Если бы я даже голодала, все равно бы не согласилась получать огромные деньги просто так. Чтобы потом прохожие тыкали в меня пальцем и говорили: "Посмотрите, она ни за что получала огромную зарплату!"

Я уже полтора года работаю в сейме. За это время столько повидала… Мне больно смотреть на некоторых представителей других партий. Для них не существует ни принципов, ни убеждений. Есть только интересы. Вот недавно подошел ко мне мой коллега из другой партии и удивленно спрашивает: "Неужели вы действительно верите в ваши идеи? Наверное, это просто риторика". Представляете, политики уже не верят в то, что можно искренне за что–то бороться.

Печально, что в Латвии нельзя найти 100 честных людей, которые могли бы в сейме представлять интересы народа. Утешает одно — я вижу, что в моей партии "Новое время" действительно работают люди принципов. Они тоже идеалисты. И это вселяет надежду. Печально только, что наша интеллигенция не идет в политику. Видать, тоже разочаровалась в ней, или просто люди боятся, что их скомпрометируют, что они станут жертвой каких–то скандалов.

— Г–жа Кантане, вы не верите в прогноз о том, что "Новое время", оказавшись в оппозиции, просто расколется?

— Я убеждена, что этого не случится. Нет, может быть, один–другой и окажутся "слабым звеном" и покинут партию — как, например, Андрейс Радзевичс. Но большинство останется с Эйнаром Репше и "Новым временем".

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!