Со вступлением в ЕС у Латвии остались два "восточных" соседа — Россия и Белоруссия. Про проблемы с Россией мы слышим практически еженедельно. Белоруссия в этом контексте упоминается реже, хотя в последнее время…
То скандал с белорусскими таблетками, то с финансированием нашим МИДом оппозиционной белорусской газеты. Kb отправился на разговор с послом Республики Беларусь в Латвии Вадимом Ламковым.

Есть вопросы по тарифам

— Показатели торгово-экономических отношений между нашими странами до 1 мая росли. После вступления Латвии в Евросоюз что-то изменилось?

— Нынешние отношения между нашими странами я бы назвал плодотворными, динамичными. Судите сами: в 2003 году по сравнению с 2002-м белорусский экспорт вырос на 75 процентов и достиг 195 миллионов долларов! На 23% возрос и импорт в Беларусь латвийских товаров и составил 42 млн. долларов. За три месяца этого года латвийский экспорт в Беларусь вырос на 62%, а импорт из Беларуси — на 88%. Конечно, мы понимаем, что этот рост был связан с ожиданием вступления в ЕС. Тем не менее цифры свидетельствуют, что предприниматели двух стран хотят и могут работать. Если говорить о структуре внешней торговли, то на латвийский рынок успешно поставляются белорусские лесоматериалы, тракторы, грузовые автомобили, товары химической отрасли, металлы, холодильники, сельскохозяйственная техника, продукция станкостроения. Устойчивым спросом у жителей Латвии пользуется наша одежда и обувь. В свою очередь Беларусь заинтересована в таком латвийском товаре, как рыбная продукция. К нам поставляются из Латвии также лекарства, ткани, трикотаж, химические товары. Растут поставки электромеханических товаров — двигателей, счетчиков, спидометров.

Сейчас в торговле между нашими странами наметилась интересная тенденция — началась ее диверсификация. Если лет пять назад мы поставляли главным образом нефтепродукты, удобрения, то сейчас перечень товаров значительно расширился, и те же нефтепродукты уже не играют ключевой роли в торговле. Заметно увеличились поставки лесоматериалов — полуобработанной и необработанной древесины. Мы загружаем своим сырьем латвийские предприятия, древесина идет на доработку и потом реализуется на внешнем рынке. Нам, честно говоря, не очень нравится такая ситуация. И мы призываем всех бизнесменов, работающих с этим товаром, искать средства и строить предприятия по обработке древесины у нас в Беларуси.

— Значит, экспорт белорусской древесины в Латвию будет уменьшен?

— Нет. Экспорт этого товара уже регулируется в Беларуси. И вводить какие-то дополнительные административные меры нет смысла. С другой стороны, у нас уже сейчас строятся современные совместные белорусско-латвийские предприятия по деревообработке, и, естественно, для них создаются наиболее благоприятные условия, в том числе — и по поставкам сырья. Сейчас в стадии реализации находятся еще три инвестиционных проекта, но пока называть их рановато.

— Выходит, вступление Латвии в ЕС не отразилось на торговле между двумя нашими странами?

— Нам, разумеется, несколько легче было работать с Латвией до ее вступления в Евросоюз. Ваши требования на внутреннем рынке были другие. И тарифная планка на белорусские товары стала выше. Но не настолько, чтобы бить тревогу. Эти тарифы нам известны и по торговле с другими странами ЕС. Хотя какие-то вопросы все же появляются. Например, нас беспокоят в первую очередь антидемпинговые санкции в отношении калийных удобрений и квоты на текстиль. Если белорусские текстильные изделия занимают 0,03 процента рынка ЕС, то о какой угрозе интересам европейских производителей может идти речь? Но поскольку искусственно закрыт внешний рынок, то логично со стороны Беларуси защитить свои предприятия от конкуренции со стороны тех же западных компаний. Поэтому было принято вынужденное решение не распространять на текстильную продукцию из стран — новых членов ЕС пониженные ставки ввозных таможенных пошлин. Из-за этого сейчас страдают латвийские фирмы. Что касается транзита, тут мы не прогнозируем серьезных изменений правил игры, поскольку потоки уже устоялись. Четвертую часть грузооборота портов Латвии занимает белорусская продукция. Из всего объема перевозимых по Латвийской железной дороге грузов — треть из Беларуси. Хотя в дальнейшем все будет зависеть от готовности латвийской стороны предложить белорусским экспортерам привлекательные условия сотрудничества по сравнению с портами других стран.

Директор "Белмеда" уже уволен

— Еще не успели утихнуть страсти по поводу некачественных медпрепаратов аскофен П и цитрамон П, поступивших с предприятия "Белмедпрепараты". Кто виноват?

— Обе партии, в которых было зафиксировано наличие глебенкломида, изготавливались в один и тот же день, в одном и том же цехе. Служебное расследование выявило, что это по халатности персонала остаток от производства глебенкломида попал в технологический процесс на последней стадии. Виновные были уволены. Уволен и директор предприятия. Внесены изменения в технологию, что позволит исключить повторение подобного. Сейчас белорусский производитель погашает расходы, которые возникли в связи с локализацией товара.

— Пока пострадавшие не получили компенсацию?

— Дело в том, что существует четкая методика, как эти компенсации выплачиваются. Но, по имеющейся у меня информации, обращений от физических лиц к нам не было. Если таковые и будут, то каждый случай будет отдельно разбираться. По претензиям же, выдвинутым со стороны Минздрава, все цифры определены, и по ним уже деньги выплачиваются. Это порядка 20 тысяч долларов. Но я хотел бы отметить, что обе стороны работали профессионально. И сейчас готовится делегация Минздрава Латвии в Беларусь, которая на месте будет знакомиться со всеми документами, с ситуацией. По итогам ее работы и будет принято какое-то решение.

— А если "по итогам" Латвия откажется продавать белорусские медпрепараты?

— В этом не заинтересованы ни мы, ни Латвия. Те лекарства, которые поступают из Беларуси, соответствуют мировым стандартам и вместе с тем на порядок дешевле, чем западные аналоги. Полное изъятие белорусских лекарств серьезно ударит по потребителю. Мы же поставляем широкую гамму препаратов — не менее 40 наименований. К слову, подобный случай с лекарствами в вашей стране не единичен. Это было и с литовскими препаратами, и с западными. Вопросы тоже были корректно решены, и те лекарства сейчас здесь опять продаются.

— Несколько лет назад на Кипсале была выставка белорусских товаров. Последует ли продолжение?

— Уже принято решение правительства Беларуси о проведении выставки там же, на Кипсале, с 4 по 7 ноября этого года. Ее название — "Беларусь Экспо 2004". Вход будет бесплатным.

Пролетая над осенними выборами

— Каково ваше отношение к тому, что Латвия стала своего рода плацдармом белорусской оппозиции?

— На наш взгляд, целью подобного рода "мероприятий" с участием "политических туристов" из Беларуси является тиражирование негативного образа Беларуси в условиях полного отсутствия оппонентов и альтернативных точек зрения. Обратите внимание, что для участия в этих семинарах и конференциях ни разу не приглашались представители официальных белорусских властей и люди, имеющие отличные от оппозиционных взгляды. Что привозят сюда наши "гастролеры"? Приведу стандартный набор тиражируемых ими тезисов и попытаюсь их прокомментировать. "В Беларуси исчезают оппозиционные политики". Отметим, что в 1999 и 2000 годах в Беларуси имели место пять случаев, представляемых оппозицией как "политические исчезновения". Двое из пяти "исчезнувших" были обнаружены в западных странах: якобы исчезнувшая госпожа Винникова, которая благополучно проживает в Великобритании, и якобы исчезнувший господин Батурин, который был вывезен из Беларуси в автомобиле одного из западных посольств в Минске. Нет никаких оснований рассматривать три других случая исчезновений (Ю.Захаренко, В.Гончар/А.Красовский, Д.Завадский) как политически мотивированные.

Следующий тезис: "В Беларуси отсутствует свобода СМИ". В 2000 году в Республике Беларусь было зарегистрировано 1116 периодических изданий, а в 2003-м — 1455. И этот рост главным образом обусловлен увеличением сектора неправительственных СМИ, число которых в 2003 году достигло 1052. Всем периодическим изданиям без исключения законом гарантирован доступ к государственным типографиям и системам доставки прессы.

"В Беларуси отсутствует гражданское общество". Однако на сегодня в Беларуси действуют 52 профсоюза, 2214 неправительственных организаций, в том числе — 235 международных, 749 общебелорусских и 1245 местных. Только в 2003 году в Беларуси зарегистрировано 94 новых общественных объединения. Среди них имеется немало структур, уставами которых предусмотрена правозащитная деятельность. Единственным требованием, предъявляемым властями Беларуси к НПО, является осуществление их деятельности в рамках закона. В Беларуси зарегистрировано 18 политических организаций. Никто не запрещает им критиковать действия правительства, у партий есть гарантированное законом право обнародовать свою программу в СМИ, в том числе и в государственных. Ни одна политическая организация не была ликвидирована.

Тезисы, выдвигаемые представителями белорусской оппозиции, мягко говоря, спорны. А их активные вояжи за пределы Беларуси, на мой взгляд, свидетельствуют прежде всего об их невостребованности белорусским электоратом. На осенних выборах в Национальное собрание для большинства оппозиционеров шансы на победу весьма и весьма призрачны. Так что "сохранить лицо" при неотвратимом поражении можно, лишь заранее обвинив власти во всех мыслимых грехах.

— Как вы расцениваете желание нашего МИДа участвовать в финансировании оппозиционной "Открытой газеты"?

— В случае официального подтверждения информации о газете, мы будем расценивать это как попытку оказания грубого внешнего давления с целью дестабилизации внутриполитической ситуации в нашей стране. Подобные шаги находятся в прямом противоречии с международными обязательствами Латвии и нашими двусторонними договоренностями. Надеемся, что и латвийские власти будут все же действовать в духе добрососедства и уважения.

— Но, с другой стороны, на недавней встрече руководителей России, Украины и Беларуси в Бресте президент Александр Лукашенко критиковал страны Балтии за вступление в НАТО. Мы тоже могли бы расценить это как давление.

— Беларусь всегда уважала выбор своих соседей. Но мы удивлены тем, что этот военно-политический блок расширяется в ту сторону, откуда никогда не было угрозы. Беларусь не только не угрожала, но и заявила, что не имеет никаких претензий к своим соседям. Мы полностью присоединились ко всем договорам, которые ограничивают распространение вооружений. Мы — одно из первых государств, которое ратифицировало договор об обычных вооружениях в Европе, и нам совершенно непонятно, с какой целью произошло расширение НАТО. От кого защищается та же Латвия?

— Экс-министр обороны Латвии Валдис Кристовскис прямым текстом заявил, от кого. Среди потенциальных противников назвал именно Беларусь.

— Он потом извинялся. Объяснял, что его не так поняли, он не так сказал. А наращивание военной мощи на наших границах, наращивание разведывательного потенциала, которые мы наблюдаем в последнее время, для нас непонятны.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!