Накануне визита в Латвию верховного комиссара Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Рольфа Эккеуса наши власти — хоть на сей раз в лице не самых крупных чиновников МИДа — опять откровенно заявили, что ратификация Рамочной евроконвенции о защите нацменьшинств "В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ НЕ ПЛАНИРУЕТСЯ". Когда же, спрашивается?! А никогда. Замылим. Само рассосется. Образуется как–нибудь.
А внешне все начиналось совершенно обыденно, в рабочем, так сказать, порядке. Руководимая "тевземцем" Гунтаром Крастсом Комиссия по европейским делам собралась на заседание в Красном зале, столь большом, что для коммуникации в нем используются микрофоны. Может быть, поэтому и не срослось взаимопонимание между властью законодательной и исполнительной — ответственными за переговоры с ЕС клерками МИДа.

Все участники заседания получили плотный — на 108 страниц — документ, посвященный "устранению идентифицированных недостатков", выявленных нашими партнерами из Брюсселя на пути Латвии к Евросоюзу. Подавляющее большинство критики Европейской комиссии касается реформы юстиции и таможни ЛР, коррупции и структурной политики в области экономики. По этим позициям ЕС настолько недоволен, что может даже ввести против Риги некие "меры безопасности".

Но есть и прямые указания на исполнение правозащитных требований. В частности, Евросоюз требует: "надо ратифицировать Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств". "Надо ратифицировать 12–й протокол Европейской конвенции по защите прав и основных свобод человека о запрете любой дискриминации". Не устраивает ЕС и то, что бюджет Управления натурализации на 2002 год был "существенно ниже, чем в предыдущие годы". "Необходимы адекватные финансовые и людские (преподавательские) ресурсы для натурализации".

Констатирует ЕС и "недостаток квалифицированных учителей" для обучения латышскому. Что же касается перехода русских средних школ на госязык, то его рекомендуется осуществлять "достаточно эластично, чтобы обеспечить всем равные права на обучение". Кстати, и наш минобраз пошел на уступки — в ответных обязательствах перед ЕС предлагается предусмотреть доплаты учителям за билингвальное обучение, а также продолжить выпуск специализированных учебников на русском языке.

Но внимательно прочитавший обещанные ответные шаги по поводу ратификации Рамочной конвенции депутат от ЗаПЧЕЛ Борис Цилевич задал резонные вопросы пришедшим на комиссию Сейма чиновникам:

— А почему у вас здесь написано "регулярно изучать последствия, которые может создать ратификация конвенции"? Что значит "регулярно"? Знаете ли вы, что есть уже два исследования негосударственных организаций по последствиям ратификации? Познакомились ли вы с ними? А если нет, то как будете изучать? Честно говоря, после этого молоденьких клерков из МИДа и Бюро европейской интеграции стало как–то жалко. Ведь не сами они политику формируют, а выполняют заданный курс, который неделю назад "озвучила" аж сама глава МИДа Сандра Калниете. Впрочем, одна мадемуазель попробовала выкрутиться:

— Это вопрос к Министерству юстиции… Очевидно, мы не планируем ратифицировать эту конвенцию в течение ближайшего года…

Ну а потом "на защиту" работников дипломатического фронта встал сам г–н Крастс, подведя черту: конвенция Латвии не нужна. С чем вас и поздравляем, г–н Эккеус.

"Хорошо ли, что мы открыто отказываемся от рекомендации Европейской комиссии?" — многозначительно сказал Борис Цилевич. Да, накануне саммита в Копенгагене это примерно то же самое, что в ответ на "Добро пожаловать!" крикнуть: "А идите вы на ..!"

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !