Даже удивительно — в оглушительном хоре восторгов по поводу замечательных достижений латвийских футболистов никто не отметил главную предпосылку этого успеха. Это средство очень простое — и тем не менее в других отраслях жизни нашей страны никогда не применяется.
В состав команды попали те, кто лучше играет, а не те, кто принадлежит к титульной нации. В этой обстановке естественным языком национального общения стал русский — и все охотно говорили на нем, а не жаловались на языковую инспекцию. У многих игроков не было латвийского гражданства — и они получили его без унизительных экзаменов, даже Михаил Михолап, который приехал из Калининграда после распада Союза и был не "негром", а полноценным гражданином России.

Разумеется, и при всем этом наши футболисты могли проиграть, как и проигрывали все предыдущие годы, но без отказа от традиционных наших националистических предрассудков они никогда бы не выиграли. Несколько лет назад тренером замечательной хоккейной сборной Латвии поставили Харалда Васильева, и он стал тренировки на латышском проводить и игроков подбирать все больше "патриотов" — команда тут же раскололась и играет все хуже и хуже, хотя Васильева давно прогнали.

А футболисты наши совершили еще одно чудо — уже в области международных отношений. Никогда за годы независимости в России не говорили столько теплых слов о Латвии, как после нашей футбольной победы. Телекомментатор прерывает репортаж с тяжелейшего матча сборной России, чтобы порадовать зрителей вестью о сенсационном успехе Латвии. Газета "Спорт–Экспресс" посвящает нашим целую полосу, и автор вступительной статьи простодушно пишет: "Разве может быть чужой команда, в которой, по свидетельству Юрия Лайзанса, звучит только русская речь?"

А рядом интервью с самим Лайзансом, который говорит, что победа в сборной для него куда приятнее, чем даже звание чемпиона России, завоеванное месяц назад в составе ЦСКА, — и это тоже воспринимается абсолютно правильно. Потому что там, за недалекой границей, к нам по–прежнему относятся как к своим, только наш пещерный национализм не выносят. Кстати, а кто из латвийских спортивных журналистов, даже пишущих по–русски, сумел так откровенно порадоваться за сборную России, тоже одержавшую труднейшую победу? Пожалуй, никто: у нас хороший тон — только неудачи соседа смаковать.

Футболисты преподали нам очень простую науку побеждать: надо дать всем гражданство, уравнять русский язык в правах с латышским и выдвигать на любые должности — хоть полузащитника, хоть чиновника — тех, кто лучше знает свое дело, а не просто носит гордое звание латыша. Убежден, если бы в Латвии по этому принципу формировали все команды — и руководство предприятий, и, страшно сказать, министерства, то страна добилась бы куда больших успехов. А что, слабо однажды сформировать такое же талантливое правительство, как наша футбольная команда, — со своим Старковым, своим Колинько, своим Землинским и своим Верпаковским?

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !