Национализм для нас не в новинку. Насмотрелись. И уже не без злорадства наблюдаем, как латвийские демографы обсуждают проблему cокращения населения страны и даже "зеленые радикалы" начинают обсуждать вопросы ввоза рабочей силы с Востока. Вот только поедут ли?
В Москве ситуация несколько иная. Гастарбайтеры в первопрестольную едут, и охотно. И вот уже в речах московских политиков зазвучали хорошо знакомые нам "по себе" ноты: понаехали тут!.. С "ненашим менталитетом".

После французских событий тема "что делать с иммигрантами" сделалась чуть ли не основной для европейцев. А борьба с нелегальными иммигрантами стала лейтмотивом агитации всех российских правых партий на выборах в Мосгордуму.

В воскресенье в Москве прошла акция вполне националистическая — сразу несколько десятков пикетов под лозунгом "Москва принадлежит нам" провело Движение против нелегальной иммиграции. Активисты ДПНИ — соберали на 20 крупнейших столичных рынках примерно по 50 человек. Организация эта известна тем, что глубоко убеждена и агрессивно настаивает на том, что "Москва для москвичей!" — это правильный лозунг, а все беды от приезжих.

Надо признать, что у приезжего из той же Риги в Москве действительно создается впечатление засилья, так сказать, "инородцев". Узбеки торгуют у метро лепешками, кавказцы шаурмой, на рынках полно азербайджанцев, продающих все что угодно. Строительством в Москве и Подмосковье занимаются украинцы и молдаване. Но и это не все, присмотревшись к бригаде дорожных рабочих, занятых починкой одной из центральных улиц, я увидел только одно русское лицо — у бригадира.

Особенно же показательной была сценка, подсмотренная в спальном районе. Русская мадам из ЖэКа орала на косоглазого бурята с метлой: "Вася, ты что тут делаешь?! Мести надо там". Вася хлопал глазами, похоже, не понимая ни слова по-русски. В качестве переводчика выступил другой бурят, стоявший рядом с лопатой, и — работа наладилась.

Понаехали тут!

Вообще-то, дворник-татарин — это старая, еще дореволюционная, традиция первопрестольной. Сегодня она просто вернулась в новом обличье. Пройдитесь по любому району многоэтажек в ранний час и удивитесь — русского с метлой вы не увидите. Еще бы! Какой русский, а уж тем более москвич согласится дворничать за 7 тыс. рублей (140 латов) в одном из самых дорогих городов планеты?! Отмечу, что заработки всех остальных групп торговцев, упомянутых ранее, немногим выше.

Что их держит в Москве на нищенских, по московским меркам, зарплатах? Тут несколько секретов. Во-первых, аренда бросового жилья в российской столице не так уж и высока. Комната обойдется в 50—80 долларов. На троих-четверых, а именно так и живут московские "гости", это не сумма. Во-вторых, закупки продуктов производятся за пределами Московской области, где цены на все необходимое ниже раза в полтора-два (это раньше в Москву ездили на электричках закупаться аж из Рязани, сейчас — ровно наоборот). Соответственно, скромная стоимость жизни позволяет им отсылать "излишки" на родину, где работы для них нет вообще.

Казалось бы, москвичам следует радоваться, что грязную работу в столице взяли на себя выходцы с ее окраин. И надо признать, что мелкий бизнес действительно очень доволен. Создавшийся за счет той или иной степени легальности рынок дешевой рабочей силы дает им возможность увеличивать свои прибыли. Но на этом список довольных и заканчивается.

Правые политики в открытую заявляют в своих пропагандистских листовках, что гастарбайтеры отнимают работу у москвичей. В принципе, это популистская врака, ибо большая часть этих рабочих мест для "коренного москвича" непривлекательна. Другое дело, что тут есть более тонкий подтекст: мол, само существование почти дармовой рабочей силы тормозит рост зарплаты во многих сферах деятельности. Из-за чего и русский хотя и получает зарплату выше, чем приезжий, но, по его мнению, недостаточную. В общем, типичное столкновение интересов предпринимателя и наемного работника. Первый желает, чтобы среди работников был тендер на занятие рабочего места, а работник — чтобы предприниматели нанимали его через аукцион.

"Очистим Москву от мусора!"

Но сегодня в этот извечный конфликт вмешивается политика. Причем на самом нешуточном уровне. Так, с треском была снята с выборов в Мосгордуму партия "Родина". За что? За националистический агитационный ролик. Для ясности изложу его содержание и суть.

Гротескные "лица кавказской национальности" едят арбуз, разбрасывая корки прямо на улице. В том числе — и под колеса детской коляски, которую везет русская женщина. Вслед ей один из персонажей в кепке бросает с характерным для плохих актеров акцентом: "Понаэхали тут!" За этой картиной наблюдают Рогозин и Попов. Затем лидер "Родины" подходит к кавказцу и строго говорит: "Убери". Тот не реагирует. Тогда в дело вступает генерал Попов, спрашивая с нажимом на второе слово: "Ты русский язык понимаешь?" Заканчивается ролик слоганом "Очистим Москву от мусора", причем даже не слишком хорошо владеющим русским языком понятно, что под "мусором" подразумеваются не только арбузные корки.

Показательно, что, по данным социологических опросов, за "Родину" готовы голосовать 15% избирателей. Если прибавить к ним тех, кто занимает еще более радикальную позицию, то, опять-таки по данным опросов, около половины россиян настроены к инородцам по меньше мере негативно. На реальных примерах это тоже проявляется. Так, мне приходилось неоднократно видеть объявления о сдаче квартир, где четко обозначалось "сдам квартиру русскому". В объявлениях "сниму квартиру" указание национальности русский давно рассматривается как повышающее шансы.

А спикер Совета Федерации Сергей Миронов объявил о том, что Россия разрабатывает программу репатриации 25 миллионов этнических русских. Дело благое. Интересно, как будут возможные репатрианты доказывать свою "русскость"? Но заявление показательное. Сейчас от использования дешевой рабочей силы "нерусской национальности" выигрывают предприниматели. А государство? А у государства глаза открылись если не вчера — после парижского беспредела, — то позавчера, не раньше. И тут-то оно поняло, что чем тратить миллиарды на интеграцию приезжих, дешевле завезти своих. Получится ли — еще вопрос. Демографическое же давление представителей южных национальностей на вымирающих славян уже очевидно. Приведет ли это к этническим беспорядкам — пока сказать сложно. Но ясно одно, что есть в России силы, которым этого бы очень хотелось.

Латвия таджиков может не бояться

Теперь рассмотрим Латвию, с ее активно отъезжающим и пассивно неразмножающимся населением. Гастарбайтеры видятся сейчас выходом из ситуации нехватки малоквалифицированной рабочей силы. При этом в отчете демографа Парслы Эглите отмечается, что идеально подошли бы нам русскоговорящие жители бывшего СССР. Чтобы, дескать, хоть на одном из языков Латвии сразу кумекали. При этом она сразу оговаривается, что приезд их на длительный срок маловероятен. Называет и причину: они ж не дураки и устремятся в более развитые страны ЕС.

Однако есть и другие причины, по которым масштабный экспорт рабочей силы в Латвии малореален. Политическая конъюнктура последних 15 лет строилась в нашей стране именно на национализме. На том самом, что сейчас только начинает крепнуть и шириться в России. Местная ксенофобия, которая возводилась в доблесть и положительное качество многими политиками, просто не позволит смягчить миграционное законодательство до такой степени, чтобы обеспечить поток иммигрантов, желающих у нас подработать и подзаработать. В случае если же это все-таки невероятным чудом случится, то проявления агрессивного национализма, который у нас считается нормой, быстро вызовет ответную агрессию у гастрабайтеров. В конце концов, наших "тэбэшников" с выборов не снимали ни за какие высказывания.

Еще одна причина. Надо признать, что страна с самыми низкими зарплатами в ЕС, но при этом ценами на продукты первой необходимости незначительно ниже московских не может рассчитывать на то, что убирать снег у нас будут таджики. Ведь гастарбайтер работает не только на себя, но и посылает деньги на родину. С трудом верится, что продавщица-молдаванка сможет наэкономить со своей зарплаты в 180 латов, чтобы умудриться послать деньги в Кишинев матери. Учитывая спекулятивную дороговизну в нашей стране арендного жилья — тем более. Создавать же рабочие бараки для гастарбайтеров на окраинах городов никто не будет: опять-таки до ситуации во Франции слишком близко. Поэтому если и будут в Латвия прибывать гастарбайтеры и иммигранты, то, скорее всего, в виде разнообразных сомалийских беженцев. Рассчитывать на расово близких работников на низких зарплатах нам не приходится.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !