На прошлой неделе Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) наконец приступило к детализированному расследованию финансовых сделок бывшего премьер-министра и ныне председателя партии "Новое время" Эйнара Репше. Отчасти из-за обиды на такой поворот событий, отчасти с целью саморекламы Репше подал в отставку с поста министра обороны Латвии и сложил с себя мандат депутата Сейма.
Миф и реальность о независимой партии

Вопрос о законности финансовых сделок Эйнара Репше в той или иной степени был актуален аж с тех стародавних времен, когда он только принял решение заняться большой политикой и начал под это дело собирать деньги у народа. По сравнению с латвийскими политиками, зациклившимся на трехмиллионных аферах, он первый осознал, что практически те же три миллиона можно получить и сравнительно честным отбором денег у населения.

То есть каждому заплатить по лату вроде и не накладно, зато сумма, собранная таким образом, получается весьма внушительной. У Репше было еще одно преимущество по сравнению со своими погрязшими в трехмиллионных аферах политическими предшественниками — ему не надо было ни с кем делиться. Таким образом его отношения с Фемидой в то время складывались как нельзя лучше.

О моральной части подобного "вымогательства" этого, пожалуй, не скажешь. Если Репше при окладе на посту главы Центробанка, который в последние годы его работы на этой должности составил около 10 тысяч латов, не гнушался принимать из рук живущих за гранью бедности бабушек два-три лата, то подобный поступок не может оправдать самые высокие политические помыслы. Если же жертвователем является лишь каждый десятитысячный житель Латвии, но жертвуемая сумма при этом тоже составляет не меньше 10 тысяч латов, то грош цена утопическим обещаниям о принципиально новой и независимой политической партии. Собственно так оно и случилось.

Премьер по совместительству

Первые разногласия с законом у Репше начались, когда встал вопрос об уплате налогов с политического гонорара. Собранных денег и без того оказалось меньше, нежели он рассчитывал, потому отдавать еще часть от них очень не хотелось. Нахождение на посту премьера помогло ему максимально отсрочить час расплаты и лишний раз-другой обернуть имеющихся в его распоряжении суммы. Благо, работа в Центробанке научила Репше и этому. Кроме того, именно в это время началась его эпопея с объектами недвижимости. Где тогдашний премьер научился мудрости отвлекать внимание общества от одного конфликта, организуя другой, история умалчивает.

На этом этапе проделки Репше, продолжая вызывать недоумение по моральной части, все ближе подступали к грани, за которой начинается административная, а то и криминальная ответственность. За то, что политик обманывает своих избирателей и тратит полученные от них на благие намерения деньги на спекулятивные сделки на рынке недвижимости, больше, чем к "политической ответственности", его не призовешь. Но если учесть, что этот политик является премьером бедной и отстающей во всех областях страны и что он занимается спекулятивными сделками в рабочее время, то есть в ущерб преодолению бедности и отставания, то это уже совсем другая картина.

А если к вышесказанному добавить, что в спекуляциях премьер использует не только средства, всеми правдами и неправдами отнятые у населения, но также кредиты, полученные по неприлично низким процентным ставкам в банках, которые долгие годы находились в его подчинении, то конфликт интересов, что называется, налицо. Самое интересное, что прямые вопросы ответственных сотрудников к премьеру о пояснении этой ситуации так и остались без ответа.

Сила морали и притяжение власти

С уходом Репше с поста премьера интерес к его сделкам ослаб. А парламентская комиссия по их расследованию периодически походила на бабу из русской сказки, высекшую саму себя. Доблестное руководство БПБК на время даже отстранило от занимаемой должности начальника отдела дознания Илмара Боде, когда тот слишком рьяно занялся делом Репше.

Сам же "магнат" недвижимости господин Репше благополучно спрятался за высокими стенами Министерства обороны и продолжал закладывать-перезакладывать и все больше наращивать суммы своих кредитов. К многочисленным объектам недвижимости добавилась яхта за полмиллиона евро, в общем, Репше был в своем репертуаре. В результате всех этих операций вырисовалась совсем неприглядная картина. Попробуйте вникнуть — ежемесячные траты министра обороны страны НАТО больше года приблизительно в десять раз превышали его доходы! Его зарплата после уплаты налогов составила 1300 латов, а ежемесячные платежи по кредитам — около 15 тысяч.

Иными словами, министр, по всей видимости, находится в финансовой зависимости от бизнес-структур. Тут не то что в отставку уходить, тут впору стреляться, да как минимум из крупнокалиберной пушки! И не только Репше, но и генсеку НАТО Яапу де Хоопу Схевверу.

Репше же в традиционном для себя стиле обороне предпочел нападение. Десятикратную разницу между кредитом и дебетом он объяснил удачной игрой на американской бирже ценных бумаг, что в первую очередь и предстоит проверить сотрудникам БПБК. Согласно утверждению бывшего министра, виноватым в скандале является не он, своими действиями вызвавший нынешнюю ситуацию, а премьер Айгарс Калвитис, предавший факт начала расследования финансовых сделок Репше гласности. Представляется крайне странным, когда об этом говорит политик, сам постоянно призывающий к максимальной прозрачности и публичности всех политических событий. Репше даже обозвал Калвитиса бандитом, однако руководимая им партия, вопреки собственным декларированным моральным принципам, осталась работать в "бандитском" правительстве, таким образом подтверждая принцип, что мораль моралью, а власть превыше всего.

В ожидании новых обещаний

Любопытно, что в результате возникшей ситуации латвийский "политический матриархат" может пополнить женщина-министр обороны. Неплохие шансы занять эту должность имеют и парламентский секретарь министерства Линда Мурниеце, и временно исполняющая обязанности министра Солвита Аболтиня. В качестве кандидата на эту должность упоминается и Карлис Шадурскис, однако при его воинствующей русофобии ему только армию доверять.

Но это дело десятое. Сегодня политиков занимает вопрос, как нынешний скандал скажется на предстоящих выборах. Как ни странно, от результатов расследования финансовых сделок экс-министра это зависит меньше всего. Какими бы они ни были, по сравнению с двумя проводимыми Репше финансовыми реформами, в результате которых обобранными до нитки оказались почти все жители Латвии, и бесследно исчезнувшему вагону с советскими рублями все остальное покажется мелкими цветочками. Репше это понимает, потому чувствует себя уверенно.

Более того, в глазах латвийского избирателя добровольная отставка со всех постов является столь редкой практикой, что ее можно сравнить с упомянутым выше саморасстрелом из пушки. То есть до следующих выборов Репше будет изображать жертву правительственного заговора против него, заговора "темных сил" против "силами света", и затевать следующую громкую авантюру. Он обязательно останется верным как-то в сердцах проговоренной им же сентенции — "как можно не обещать?". А при нашей с вами жизни остается столько места для несбыточных обещаний, что на век Репше их точно хватит.

Впрочем, существует и другая возможность — после нынешнего удара Репше уже не оправится. Но для этого избиратель должен избавиться от устойчивого рефлекса повторно наступать на одни и те же грабли. Первые пятнадцать лет вольнодумия нас этому не научили, посмотрим, как будет дальше.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!