Финансирование хромает

Чтобы выяснить мнение врачей о системе компенсации лекарств, а также убедиться в информированности медиков относительно изменений в порядке компенсации лекарств и выслушать их предложения, АЦЛ вместе с больничными кассами провело анкетирование семейных врачей. В опросе участвовали 699 семейных врачей — то есть 56% от общего их числа. В целом более половины опрошенных семейных врачей (58%) признали, что из-за ограниченного финансирования им приходится отказывать своим пациентам в рецептах на компенсируемые лекарства. Чаще других это вынуждены делать рижские медики (72%). Нет ни одного региона в Латвии, где бы семейных врачей устраивало финансирование .

Больше всего удовлетворенных финансированием на территории больничной кассы в cеверной Латгалии — там недовольны всего 12% врачей. 2% медиков вообще отказались отвечать на этот вопрос. Опрос показал разброс мнений относительно того, сколько денег нужно в месяц одному пациенту на компенсируемые лекарства. Самое большое финансирование на компенсируемые лекарства для одного пациента сейчас в Южно-латгальской больничной кассе (49 сантимов), однако, по мнению врачей, для одного пациента эта сумма в месяц должна достигать 88 сантимов. В среднем по Латвии она равняется 38 сантимам в месяц, но из опроса можно сделать вывод, что нужно почти вдвое больше — 66 сантимов.

Самое низкое финансирование в Северо-восточной больничной кассе — 28 сантимов, хотя необходимо 56. В Риге сейчас на компенсируемые лекарства для одного пациента тратится 35 сантимов в месяц, но семейные врачи хотели бы иметь на эти цели 62 сантима в месяц.

Медики выступают за льготы

Старший специалист отдела оценки АЦЛ Антра Фогеле рассказала, что чаще всего среди врачей, которые выписывают лекарства с дифференцированной оплатой, встречаются офтальмологи, эндокринологи, невропатологи и психиатры.

В ходе опроса были выслушаны и мнения семейных врачей о системе компенсируемых медикаментов. Их точки зрения разнились. Семейные врачи считают, что надо упростить процедуру выписывания лекарств, снизить ограничения и предусмотреть льготы отдельным социальным группам. Одни предлагают не включать в список дорогие лекарства, другие — изъять из него дешевые лекарства, чтобы больше денег приходилось именно на дорогие, потому что дешевые пациент может купить и сам.

Получая финансирование, семейные врачи просят принимать во внимание не только количество зарегистрированных пациентов, но и возраст и диагнозы больных, а также выработать единые принципы выделения денег и создать в больничных кассах фонды для непредусмотренных случаев, особенно если потребуются дорогие лекарства, например, в онкологии. Семейные врачи с сожалением констатируют, что вообще финансирования хватает только для неотложных случаев.

Фогеле признает, что нет единых предложений по поводу списка компенсируемых лекарств и изменений в нем (врачи ставят новые диагнозы, появляются новые медикаменты), но все врачи единодушно считают, что для детей должны быть 100-процентные скидки. Директор Бюро прав пациентов Сигне Даушкане признает, что жалобы в бюро на семейных врачей занимают по количеству третье место, но люди жалуются не столько на самих семейных врачей, сколько на то, что не могут получить медикаменты и что врач не посылает на консультации к специалистам.

В хвосте у соседей

Данные АЦЛ свидетельствуют, что в Латвии, по сравнению с другими государствами Балтии, на оплату лекарств из средств госбюджета выделяется меньше всего средств. На одного жителя Латвии в прошлом году на расходы по компенсируемым лекарствам из бюджета выделялось 8,81 доллара (5,17 Ls), а, в свою очередь, в Литве — 29,39 доллара (17,25 Ls), в Эстонии — 29,32 доллара (17,21 Ls).

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!