"Вот такой хороший вопрос Янису Лагздиньшу, "самому честному" латвийскому политику: насколько богат должен быть человек, чтобы пожертвовать партии 25 тыс. латов? — имея в виду коррупцию в контексте Латвии, спросил в газете Rigas Balss Вилис Криштопанс. — Ну посмотрите отчеты Народной партии — целая вереница частных лиц жертвует партии такие суммы. Сначала 25 тысяч, теперь еще 10 тыс. латов. Неужели кто-то верит, что они в самом деле жертвуют свои деньги? Вот пусть Лагздиньш и ответит!".

Спонсоры партий не получают никаких скидок по налогам. В свое время даже руководитель Объединения экономистов- 2000 Ояр Кехрис предложил давать послабления политжертвователям, что можно было бы считать определенной государственной поддержкой партий, но его предложение не прошло в Сейме.

"Если внимательно проанализировать список самых крупных жертвователей партиям, то почти каждый читатель найдет там частных лиц, которые жертвовали партиям максимально разрешенные суммы в 25 тыс. латов (после принятия нового Закона о финансировании партий, вступившего в силу 6 июня с.г., эта сумма уменьшилась до 10 тыс. Ls). Не исключаю, что среди жертвователей могли быть и люди, нарушавшие закон", — в разговоре с Neatkariga Rita Avize допускает Лагздиньш, который является автором многих поправок и уточнений, оставшихся в тексте Закона о коррупции. Депутат предупреждает, что он мог бы ответить на вопросы только о крупных жертвователях Народной партии из Лиепаи, которых знает лично.

"Например, традиционные 25 тыс. латов Народной партии пожертвовал Улдис Пиленс, а в этом году и Алвис Розе, Алоиз Норкусс и Киров Липман. Это известные и состоятельные лиепайские предприниматели, чей доход за год превышает сотни тысяч латов, и я убежден, что они жертвуют свои личные деньги", — считает Лагздиньш.

Он признает, что возможности контроля весьма неполные. Проверять, в самом ли деле частное лицо жертвует свои личные деньги и вообще может ли оно себе это позволить, было бы куда легче, будь приняты нулевые декларации физических лиц, считает Лагздиньш. Закон о нулевых декларациях уже многократно отклонялся, вот и сейчас он застрял в Финансово-бюджетной комиссии, которая сочла его некачественным.

Самым большим количеством жертвователей, в том числе и частных лиц, обычно выделялась Народная партия. В прошлом году по 25 тыс. латов пожертвовали Андрис Шкеле и Николай Перловскис, более чем по 20 тыс. латов — 16 частных фирм, в том числе и те, что пользовались скандальной известностью. В этом году предоставить 25 тыс. латов успели Андрис Шкеле, фирмы из Алуксненского района Pamati, Aluksnes piensaimnieks, АО Regionala investiciju banka, ООО Bastions ZS и Ruta piens. 22 тыс. латов пожертвовала Екатерина Шабарова, 20 тысяч — Алоиз Норкусс и Икар Кейшс. "Тевземцам" в прошлом году 25 тыс. латов пожертвовал только предприниматель Нормунд Лакучс, Новой партии — Айнар Шлесерс и Дайнис Лиепиньш. Latvijas cels не получил 25 тысяч от частных жертвователей ни в прошлом году, ни в этом. Самым крупным частным жертвователем был известный предприниматель Раймонд Геркенс, но особой благодарности в этом году заслужила строительная фирма RBS Skals (25 тыс. Ls).

Несколько крупных жертвователей есть и у партии Репше.

Материалы публикуются в сокращении. Перевод "Телеграфа"

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !