И латышских, и русских радикалов объединяет антиглобализм, антисемитизм, настроенность против Европейского союза (ЕС) и НАТО, говорит начальник Полиции безопасности (ПБ) Янис Рейникс. С его мыслями согласен и политолог Артис Пабрикс, утверждающий, что единственное существенное отличие между радикальными организациями Латвии — это национальная принадлежность.

"Большая часть экстремистов в мире старается придерживаться своей этнической группы", — сообщает Пабрикс. "Единственным исключением могут быть левые радикалы, но в принципе у нас в государстве таких нет, потому что даже национал-большевики, по сути, настроены против коммунизма. Представителей почти всех экстремистских организаций роднят антисемитизм и расизм. Поэтому я и считаю, что, возникни антиглобалистский бунт, эти люди выступили бы совместно", — говорит политолог.

Рейникс все же уточняет, что лимоновцы считаются левыми. Янис Рейникс говорит, что в целом в Латвии есть более десяти организаций, в той или иной мере настроенных радикально, часть из которых официально не зарегистрирована. Но особо выделить можно шесть — Русское национальное единство (баркашовцы), национал-большевики, Латвийский коммунистический союз (ЛКС), Латвийский Национальный фронт (ЛНФ), фонд Латвиетис и объединение Нация выше всего (НВВ). Большей частью эти объединения состоят из молодежи, но ядро ЛКС составляют пожилые русскоговорящие люди.

Они регулярно стоят в пикетах у здания Верховного суда и в целом прогнозировать их действия довольно трудно. "Мы контролируем ситуацию в среде экстремистских организаций. Просто многое из того, что мы делаем, не попадает в прессу, ибо данные, полученные оперативным путем, не подлежат разглашению", — объясняет шеф ПБ. В его распоряжении нет данных, сколько человек с ярко выраженными экстремистскими тенденциями могли бы обитать в нашем государстве, ибо это, скорее, относится к специфике социологических исследований.

Но сегодня в государстве существует свобода слова, и у каждого есть право высказывать свои взгляды. Органы безопасности вмешиваются только тогда, когда нарушен закон или, возможно, готовится провокация. "В категорию таких людей входят главным образом безработные, молодежь, люди с довольно низким образованием, а также вечные оппозиционеры. Хотя резко радикальных действий можно ожидать только от отдельных лиц, всегда надо помнить, что следующий шаг от экстремизма ведет к терроризму. Сегодня радикалы Латвии не представляют собой реальной угрозы интересам государства. Но нельзя забывать, что всегда существует потенциальная угроза, и здесь я хотел бы сказать о баркашовцах и лимоновцах. Работа с ними — одна из десяти основных функций Полиции безопасности", — сообщил Рейникс. С его точки зрения, немалая часть тех, кто исповедует крайние взгляды, могут найти общий язык, например, участвуя в антиглобалистских мероприятиях.

Интересно, что явно ориентированную на латышей организацию НВВ возглавляет некий Виктор Статуев, а русская молодежь группируется вокруг некоего Марека Залитиса, который предпочитает, чтобы его называли Иваном Стальным.

По мнению Пабрикса, воззрения антиглобалистов особо не отличаются друг от друга. Все эти лица готовы к насильственным действиям, так что ничего положительного в среде экстремистов не найти. "Как правило, экстремисты очень расколоты и именно поэтому не способны добиться существенных успехов. Взять хотя бы вечные споры, кого считать настоящим латышом и так далее. Но нельзя забывать: если найдется человек, который сможет всех их объединить, они станут внушительной силой", — подводит итог Артис Пабрикс.

Политолог также уточняет, что проходящие сейчас во всем мире акции протеста против действий Израиля на палестинских территориях не стоит рассматривать как проявления антисемитизма. Просто их используют себе на пользу и антисемиты, и крайне правые израильские идеологи.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!