В латышском легионе Waffen SS "одним из лучших боевых подразделений" был разведывательный батальон 15–й добровольческой дивизии. Такую высокую оценку дал разведбату начальник штаба легиона Артурс Силгайлис в своей мемуарной книге.
Этому латышскому разведбату с 20 апреля 1945 года была доверена оборона восточного сектора "крепости Берлин". Две недели разведчики стояли там насмерть, по упорству превосходя самих немцев. Стойче латышей был тогда разве лишь женский заградительный отряд, собранный из партийно–активных немок, которые вешали или пристреливали дрогнувших защитников Берлина.

Книга о латышском легионе и ее автор

В латвийской армии полковник Силгайлис дослужился до начальника штаба Земгальской дивизии. В эсэсовском легионе он оказался тоже на хорошем счету. Как у немецкого командования, так и у генерал–инспектора легиона бригаденфюрера SS Рудолфса Бангерскиса. Продвинулся в оберфюреры SS, что соответствовало армейскому чину генерал–майора.

После крушения Третьего рейха вояка Силгайлис осел в сытой Канаде, где прожил без малого аж до 102 лет (!). Прежде чем умереть в 1997 году, он с умилением узнал, что в Латвии "большевизм" разгромлен, ветеранов–антигитлеровцев сажают в тюрьмы, а ветераны SS маршируют по Риге под государственным флагом, да еще и с демонстративным участием представителей государственной власти.

До чего не дожил оберфюрер, так это до "славных" 1999 и 2000 годов, когда Латвия официально отмечала день легионера. Саму дату — 16 марта — латвийский Сейм перенял у эмигрантской эсэсовской организации Daugavas vanagi. А вот название "день памяти павших бойцов и борьбы против большевизма" законодатели переиначили на "день памяти латышских воинов".

В 1962 году 67–летний ветеран–гитлеровец напечатал в Копенгагене пухлую книгу на латышском языке Latviesu legions… На книгу подписалось 550 персон. В списке подписчиков — сплошь латышские фамилии. Места проживания — страны "свободного мира": Канада, США, Австралия, Швеция, ФРГ, Англия. А вот во Франции, Австрии и южных странах Европы желающих подписаться не нашлось.

Сейчас этой редкой книгой укомплектованы все "солидные" библиотеки Риги. Достаточное число экземпляров они получили в дар от западных латышей: ветеранов Waffen SS или их отпрысков.

А в 2001 году по заказу некоего Фонда военной литературы книгу переиздало рижское издательство Junda. Таких проблем, какие были в 1995–1996 годах при реализации латышского перевода книги Адольфа Гитлера Mein Kampf, в данном случае не возникло. Помнится, тогда сразу зашумела еврейская общественность Риги. Полиция безопасности стала арестовывать партии книги Mana CїҐa, усмотрев "изготовление и распространение материалов, пропагандирующих насилие и жестокость" (статья 209). А некий заезжий швед–юрист настучал в минфин Баварии о нарушении Латвией авторского права.

Теперь же все произошло тихо. Вопрос о копирайте был заблаговременно улажен с сыном автора Викторсом Силгайлисом.

Добровольцы, как вас теперь называть?

При написании книги перед автором встал вопрос, как спустя 17 лет по окончании войны называть противника: красноармейцами, красными, советами, русскими, Иванами?.. Раздумывая над этим, Силгайлис обратился к тексту присяги легионера: "Я… клянусь… повиноваться… Адольфу Гитлеру в борьбе против большевизма…" И еще: у самого Гитлера ходовым словцом было "еврейский большевизм". Кроме того, в 1952 году съезд Daugavas vanagi провозгласил 16 марта "днем… борьбы против большевизма". Все, решение принято — противника именовать большевиками ("лиелниеками").

Еще автор книги счел, что эсэсовские звания в сочетании с латышскими фамилиями несколько режут слух. Поэтому он эсэсовцев–немцев величает всякими там штурмбанфюрерами, как и полагается по штату, а вот чины латышских эсэсовцев переиначивает на армейский лад. Так, оберфюрер SS Силгайлис (сам автор книги) — якобы вирспулкведис. Штандартенфюрер SS Янумс, командир кампогруппы, — пулкведис. Оберштурмфюрер SS Нейландс, командир разведбата, — вирслейтенантс.

Дабы расширить круг читателей, мистер Силгайлис в 1986 году издал в США свои мемуары на английском языке: Latvian Legion… При этом книга сильно похудела. Например, за бортом оказались фотографии, на которых латыши запечатлены с выброшенной вперед в гитлеровском приветствии правой рукой или стоят под знаменем со свастикой… Выходит, у легионеров две правды: для своих — одна, а для англоязычного мира — другая, густо припудренная. Кстати, по–английски "лиелниеков"–большевиков назвали: The Russians.

"Подвиг" разведчика

20 апреля 1945 года в Берлине в здании рейхсканцелярии проводился праздничный прием в честь 56–летия Адольфа Гитлера. Поздравить своего фюрера съехалось около сотни высших чинов. Именно в это самое время наступающим на Берлин частям маршала Жукова преградила путь латышская кампогруппа штандартенфюрера SS Янумса, закрепившаяся в 30 км восточнее центра Берлина. В эту группу входил и разведбат, командование которым вместо убывшего немца принял на себя оберштурмфюрер Нейландс.

Потом костяк группы Янумса стал оборонять Берлин с юга. Когда же 25 апреля "лиелниеки" завершили окружение Берлина, группы Янумса в "котле" не оказалось. Она в последний миг двинула на юго–запад, преодолела 150 км и 27 апреля вышла к Эльбе чуть южнее Магдебурга. Там группа благополучно сдалась американским частям.

У разведбата судьба сложилась по–иному, разведчики угодили в "котел". А случилось это так. У Нейланда оставалось 80 легионеров, когда ему поручили оборону правительственного квартала Берлина: рейхсканцелярии, главного ведомства безопасности, министерства авиации… Представьте себе, какое неслыханное эсэсовское счастье свалилось на долю вирслейтенантса! В саду рейхсканцелярии находится фюрербункер, из которого обороной Берлина руководит сам Гитлер. А в другом квартале находится бункер рейхсфюрера SS Гиммлера. Хозяин этого бункера предал фюрера и сбежал. Поэтому вирслейтенантс занимает бесхозный бункер под свой командный пункт. Из фюрербункера командует Гитлер, а из "гиммлербункера" — Нейландс. Вот это взлет, ради этого стоило родиться! Правда, у латыша осталось маловато бойцов. Но он как офицер Waffen SS и комендант сектора обороны мобилизует под свое начало любых уцелевших эсэсовцев, будь это немцы или испанцы.

В ночь с 28 на 29 апреля Гитлер и Ева Браун справляют свадьбу, 30–го после обеда молодожены уходят из жизни. А вирслейтенантс все обороняет и обороняет свой сектор. В ночь на 1 мая по заданию Геббельса и Бормана из фюрербункера направляется на переговоры к большевикам генерал Кребс. Его сопровождает в качестве проводника и переводчика "дойч–руссиш" — наш знакомец Нейландс. Однако сепаратного перемирия добиться не удается, парламентеры возвращаются ни с чем. Кребс и чета Геббельсов принимают яд, Борман и остальные обитатели покидают фюрербункер. Натиск большевиков на рейхсканцелярию сдерживает все тот же комендант сектора Нейландс.

Напоследок комендант получает приказ следовать со своим батальоном в берлинский район Панков в пункт сбора военнопленных, то есть к большевикам в плен. Батальон в количестве десяти уцелевших разведчиков выполняет и эту команду…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!