(Окончание. Начало здесь, продолжение здесь)

Свое мнение о проблеме приватизации жилья в Вентспилсе дума изложила в официальном ответе редакции. По словам заместителя мэра г–на Блумбергса (сам мэр в отпуске), такой проблемы вообще не существует. "Вентспилсская дума не запрещала вентспилсчанам приватизировать квартиры в переданных на приватизацию домах, действуя в соответствии с законом.

В Законе о приватизации государственных и муниципальных домов в части 5 статьи 74 указано, что отдельные жилые дома и квартиры не передаются для приватизации и сохраняются в собственности самоуправления ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ УСТАНОВЛЕННЫХ ЗАКОНОМ ФУНКЦИЙ САМОУПРАВЛЕНИЯ (выделено мной. — Т. Б.). Для каждого конкретного жилого дома принималось соответствующее решение думы о сохранении в собственности городского самоуправления".

Самоуправство самоуправления

Но ничего себе, "отдельные жилые дома и квартиры"! Ведь в них 10 000 жителей! Да неужто им дума не запрещала приватизацию? Неужто люди по своей воле ждали 10 лет, отказавшись от собственности на жилье? По своей воле продали свои сертификаты, когда они были по 2–3 лата, и дождались окончания приватизации, когда сертификаты стали в семь раз дороже?

А история статьи 74.5 Закона о приватизации (на которую ссылается г–н Блумбергс) — это интересно. В начале 2004 года дума проиграла встречный иск Елене Гарбузовой. Сенат Верховного суда указал Вентспилсской думе, что она не вправе менять Закон о приватизации. Но ведь очень хочется! А если очень хочется — то можно! До 12 мая 2004 года 5–й пункт ст. 74 вполне логично гласил, что приватизации не подлежат НЕ СДАННЫЕ В АРЕНДУ (то бишь пустые, свободные от жильцов) квартиры в жилых домах. А с 12 мая 2004–го из текста вдруг исчезают слова "НЕ СДАННЫЕ В АРЕНДУ" и вместо них появляется та самая пресловутая фраза "для реализации установленных законом функций самоуправления". Причем каким–то чудом эта поправка проходит как по маслу, без обсуждения, сразу в третьем чтении…

Эту замену слов объяснил как умел министр экономики Луянс в сентябре 2003 года. Он сказал, что ни о каком ограничении прав на приватизацию даже и речи не идет, а лишь дается оттяжка во времени для тех, кто не успел с приватизацией в законный срок ПО ОБЪЕКТИВНЫМ ПРИЧИНАМ (жилой дом не подготовлен к приватизации, идет судебный процесс и т. п.).

Однако Вентспилсская дума интерпретирует этот пункт в своих интересах. Есть у нее и еще два "козыря", как бы законных. Это Закон о социальных квартирах. На него ссылается дума, объясняя свои выкрутасы с особым статусом домов. На самом деле в этом законе говорится только О КВАРТИРАХ, а не о домах. Причем о квартирах социальных. Коих в городе Вентспилсе на данный момент насчитывается 67. Еще дума козыряет Законом о решении квартирных вопросов (но и в нем тоже говорится О КВАРТИРАХ, а не о домах, причем, что любопытно, говорится абсолютно теми же самыми словами, что и в первоначальном варианте пункта 5 статьи 74 Закона о приватизации: "Приватизации не подлежат НЕ СДАННЫЕ В АРЕНДУ квартиры в жилых домах").

Дымовая завеса закона может застлать глаза народу, но никак не Генпрокуратуре. В своем ПРОТЕСТЕ от 17 мая 2005 года Генпрокуратура как раз и объясняет вентспилсской думе, что она, дума, НЕПРАВИЛЬНО ПОНИМАЕТ п. 5 ст. 74 Закона о приватизации — про "реализацию функций", т. е. пытается повернуть "дышло" закона в выгодную себе сторону. А ФУНКЦИЯ у всех самоуправлений государства одна — заботиться о горожанах, давать социальное жилье нуждающимся. Не говоря уже о том, что Е. Гарбузова и другие жильцы подали в думу свои заявления на приватизацию квартир задолго ДО изменений в законе, они и после изменений имеют право первой руки на приватизацию этой собственности. И между прочим, даже после изменений п. 5 ст. 74 требует от думы в случае применения приложений СООБРАЖЕНИЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ.

Соображения целесообразности

Вам надо соображения целесообразности? Пожалуйста! Дума считает, что "их есть" у нее. Посмотрим.

1. Всего, по последним данным Вентспилсской думы, самоуправление передало на приватизацию 272 жилых дома — 58% жилого фонда, или 6992 квартиры и 96 нежилых помещений. Из них приватизировано 5245 квартир. А жильцы оставшихся 1568 квартир не пожелали приватизации, поэтому эти квартиры остались в собственности самоуправления. Отнимаем 62 квартиры, отданные приглашенным специалистам, — остается 1506 квартир.

2. Думой не отдано на приватизацию 165 домов. Это и есть "социально–доходные" и те, которые на земле порта. Это и есть наши 10 000 жильцов, проживающих примерно в 5000 квартирах.

3. Два 75–квартирных дома гостиничного типа по пр. Лиелайс переделаны в гостиницы, а мэр на всех экскурсиях преподносил их как "социальные". Куда дели жильцов — данных нет. А 11–квартирный дом № 54 по ул. Пилс объявили социально–доходным и памятником культуры, жильцов же куда–то расселили.

4. Аукционы. Здесь много тайн. Известно лишь, что за последние 5 лет дума за деньги продала 179 квартир. А за право аренды сколько? Неизвестно. Известно лишь, что всем этим людям дума обещала компенсировать их затраты, когда дома, в которые они вселились, пойдут на приватизацию…

5. В очереди (которая не движется с 1994 года) для решения квартирного вопроса стоит 181 человек. Социальных квартир во всем городе 67. Все эти люди действительно нуждаются в помощи (нужно максимум 300 квартир), однако именно в отношении них самоуправление вот уже 11 лет никак не может реализовать "установленную законом функцию".

Вывод–вопрос: где же основания отказа в приватизации тысячам вентспилсчан? Сейчас многие горожане, готовясь к судам, запрашивают в думе свои заявления прежних лет. И что же выясняется? Заявления и жалобы по 2001 год (так и не рассмотренные на заседаниях думы) в думе УНИЧТОЖЕНЫ как "потерявшие практическое значение и не имеющие исторической ценности". Похоже, перед судом с прокуратурой идет, фигурально выражаясь, "операция БЧЗ" (Большая чеченская зачистка).

Функционер и его функция

"Утверждение, что дума не выполняет решения судов, которыми на думу возложена обязанность передать дома самоуправлений на приватизацию, не соответствует действительности, так как подобных судебных решений в отношении вентспилсского самоуправления не было принято. В свою очередь, решения суда, которым в декабре 2004 года Административный суд обязал вентспилсскую думу рассмотреть заявление Е. Гарбузовой о приватизации квартиры, дума в установленном законом порядке выполнила на заседании 31 января 2005 года", — пишет г–н Блумбергс.

Дума действительно рассмотрела и… ОТКАЗАЛА. Очередная причина отказа не блещет оригинальностью — "реализация функции самоуправления". Вообще после судов с Гарбузовой дума, вдруг сделавшись законопослушной, стала часто рассматривать заявления (чего не делала ранее). Как говорится, раз закон и суды требуют — рассмотрим, жалко что ли. Хоть сто пудов заявлений. Стала дума рассматривать. И… отказывать. Я плачу от умиления.

А еще Вентспилсской думе газета задала вопрос, связанный с заявлением на днях в местной газете г–на Лембергса ("Теперь, когда государство завершает процесс приватизации квартир, мы сможем проводить более широкие ремонтные работы в домах, которые остаются в собственности самоуправления. Будет разработана специальная программа проведения этих работ"): "Сумму реновации каждого дома предложат выплачивать ЖИЛЬЦАМ — дополнительно к квартплате? Насколько нам известно, два муниципальных дома в Вентспилсе ОТКАЗАЛИСЬ платить за реновацию по причине неотдачи жильцам их домов на приватизацию. Не кажется ли вам, что люди правы, отказываясь платить за ремонт чужих домов?"

Г–н Блумбергс ответил: "Муниципальное SIA Ventspils nekustamie īpašumi проводит капитальный, текущий ремонт и обслуживание принадлежащих самоуправлению домов согласно утвержденному годовому бюджету. Для этих работ используются средства, которые инкассируются за аренду квартир и нежилых помещений. Для планомерного выполнения данных работ разработана программа установки и замены оконных блоков, программа утепления торцовых стен, порядок замены водопровода и канализационной сети у этих домов". Безусловно, очень интересно было узнать, чем наполнены трудовые будни муниципального SIA Ventspils nekustamie īpašumi. Но вопрос–то к думе был совершенно про другое. Не про плановые ремонты, а про РЕНОВАЦИЮ. За чей счет она будет проводиться? На составление планов реновации ЕС выделил каждому вентспилсскому дому по 300 латов. И эти планы уже готовы. Факт состоит в том, что два многоквартирных дома (на Сарканмуйжас, 21, и на проспекте Лиелайс, 23) отказались от реновации. Да и с какой стати ее дополнительно к квартплате должны оплачивать жильцы, которым дума не разрешила приватизацию их жилья. К тому же, по постановлению КМ, у той фирмы, которая инвестирует в реновацию того или иного дома более 50% средств, есть право ПЕРВОЙ РУКИ на приобретение этого дома.

Да, тяжелое это дело — "объяснялово" с функционерами. Хотя в принципе слово "функционер" не является ни плохим, ни обидным. Наоборот, звучит почти так же гордо, как "чиновник". Государственный человек. Отечеству служит, честно исполняя возложенные на него статские функции. В странах развитой демократии функционер почитается как ум, честь и совесть государства. То есть каков функционер — таков у государства ум. Таковы у государства честь и совесть.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!