Неделя прошла под знаком битвы за международный кредит, призванный спасти латвийские финансы. Накануне правительство закончило тайные переговоры с Международным валютным фондом и прочими потенциальными спасителями. Предмет переговоров — это единственное обстоятельство, которое ни у кого не вызывало сомнения. Все остальное было скрыто в тумане демагогии и мрачных прогнозов. Достоянием общества не стали ни размер кредита, ни его сроки, ни условия возврата. До конца осталось неясным, какая из сторон сформулировала "домашнее задание", выполнение которого должно было стать условием для выделения кредита. Правительственные чиновники и министры делали противоречивые заявления, стараясь уйти от ответственности. Официального мнения того же Валютного фонда мы так и не узнали.
Вот в такой обстановке в Сейм из правительства поступил пакет законов, принятие которых было подано как необходимое условие для получения спасительного международного кредита. Рассматривали эти законы второпях в условиях «возрастающего звукового давления» на уши оппозиции. Зачем нужно было это давление? По словам правящих политиков, еще одним условием предоставления международной финансовой помощи было солидарное голосование как можно большего числа депутатов как правящих, так и оппозиционных. Международный валютный фонд опасается, что в случае падения нынешнего правительства новое откажется выполнять обещания своих предшественников.

Что получилось у властей? Пакет бюджетных поправок был продавлен через Сейм, однако однозначного одобрения он не получил. Две партии — ЗаПЧЕЛ и «Новое время» отказались подписать «клятву» о поддержке правительственного плана. «Клятву» организовал президент Затлерс, суетливо подключившийся к процессу уламывания оппозиции. Соответственно, наша партия и в парламенте голосовала против повышения налога на добавленную стоимость и большинства прочих законов, входивших в «домашнее задание» для получения кредита. Из всего предложенного Годманисом бюджетного пакета мы поддержали только снижение на два процента подоходного налога и уменьшение на 15 процентов фонда зарплаты некоторых государственных учреждений (например, Регулятора общественных услуг).

Почему мы голосовали против правительственного «плана спасения»? На то есть три причины. Первая — в разработке этого плана ни мы, ни даже депутаты правящих партий не участвовали. Хотя правительству это легко было организовать — включить представителей всех фракций в рабочую группу, ведущую переговоры с Международным валютным фондом, для того, чтобы у всех была одинаковая информация из первых рук и возможность оценить разные варианты выхода из кризиса. Нет, Годманис так не сделал, оставив нас без возможности выбора, основанного на доводах разума. Конечно, можно было слепо поверить правительству, что его план — единственно возможный путь к спасению, однако веры данному правительству давно уже нет. Они так же самоуверенно вели себя все предыдущие годы и привели страну на грань банкротства.

Вторая причина голосования против правительственного плана — его несправедливый характер. План предусматривает повышение налогов, что в свою очередь выльется в рост цен на коммунальные услуги, лекарства, общественный транспорт, газеты, товары для младенцев и кабельное телевидение. Каждая семья обнаружит потерю в своем ежемесячном бюджете в размере нескольких десятков латов. В частности, правительство намерилось обидеть пенсионеров, фактически забрав обратно в бюджет ту доплату к пенсии, выплата которой начнется в следующем году (70 сантимов за каждый год стажа). Саму доплату никто не отменяет, но рост стоимости тех услуг и товаров, от которых невозможно отказаться (тепло, водоснабжение, лекарства), грозит съесть большую часть прибавки.

Несправедливо правительство обошлось и с латвийскими газетчиками — цену на подписку на следующий год они заявили исходя из пятипроцентной ставки налога на добавленную стоимость, а рассчитываться с государством должны были бы исходя из новой ставки в 21%. Впрочем, та же проблема касается всех предприятий, заключивших договоры на следующий год на предоставление услуг, имевших ранее льготное налогообложение. К счастью, при прохождении пакета через парламентскую Комиссию по бюджету и финансам нам удалось отменить четырехкратное увеличение НДС на газеты на ближайший год и ограничить аппетиты правительства двукратным ростом этого налога. Тем самым была частично поддержана поправка ЗаПЧЕЛ, направленная на спасение латвийской прессы.

Ну и наконец, третья причина, почему ЗаПЧЕЛ не откликнулся на призыв правящих «проявить солидарность перед лицом кризиса». По отношению к нашим избирателям правящие партии ведут себя совсем не в духе солидарности. Совсем недавно были одобрены повышенные штрафы за «языковые преступления», а в новом году в силу вступают новые правила Кабинета министров, которые резко расширяют список профессий, для которых обязательным является удостоверение о владении государственным языком. Это наступление на интересы русских жителей Латвии организовал не Годманис, а подчиненный ему министр от ТБ/ДННЛ — Берзиньш. Однако, именно Годманис и прочие «центристы» разрешили националистам «попить русской крови». Вот земля у них уже горит под ногами, а перестать делать гадости они не могут. При таком отношении — никакой поддержки этому правительству.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!