Бизнес — прежде всего

— Оппозиция упрекает руководство думы в том, что создание паромной линии — решение чисто политическое, продиктованное предстоящими выборами. Вы согласны с этим?

— Идея создания паромного сообщения между Ригой и Стокгольмом родилась не у политических организаций. И я могу только приветствовать инициативу мэра Риги Гундара Боярса, который, вступая в должность мэра столицы, пообещал этот маршрут организовать. Перспективная ниша была пуста, и неудивительно, что коммерческие структуры проявили желание ее занять и зарабатывать на этом.

Непонятно, почему прежде никто не воспользовался такой выгодной возможностью. Опыт эстонских коллег показывает, что этот бизнес рентабелен, в страну приезжает больше иностранных туристов. Так что выигрывает не только сама паромная компания, но и государство. Конкретно наш проект разрабатывался независимо от думы, независимо от выборов. И мы руководствуемся только коммерческими интересами.

— И все же владелец компании Astramar Александр Стришевский долгое время был деловым партнером Гундара Боярса. Значит ли это, что у мэра тоже есть свои бизнес-интересы?

— Дело в том, что Astramar в качестве партнера был выбран нами, и никто этот выбор нам не навязывал — ни сама фирма, ни господин мэр. Да, он долгое время был связан с этой компанией, но в нашем проекте участвует Astramar Rїga — это совершенно независимое предприятие, в котором и работал господин Стришевский.

Какое-то время назад это была одна фирма, затем они разделились на Astramar Rїga и Astramar Liepaja, и теперь никакой связи между ними нет. Они даже очень серьезно конкурируют друг с другом. Как мне известно, Стришевскому никаких долей в Astramar Liepaja, где в совладельцах состоял Гундар Боярс, не принадлежит. Больше мне ничего не известно.

Еще один акционер на подходе

— Какова сейчас структура акционеров RJL, и планируете ли вы привлекать новых участников?

— Сейчас доли капитала нашего предприятия принадлежат Рижской думе, управлению Рижского свободного порта и компании Unimars. И еще у нас есть один потенциальный акционер, который станет полноправным партнером в ближайшие дни. Пока я не могу назвать эту компанию, но могу сказать, что ей будет принадлежать более 20% акций. Это частная компания, занимающаяся судоходным бизнесом. Мы планируем развиваться, намечаются новые эмиссии акций, их можно будет купить, все только начинается. И мы не исключаем появления новых участников.

— Что будет делать с принадлежащими ей акциями RJL Рижская дума?

— Стратегия самоуправления заключается в том, чтобы сохранить доли до того момента, когда маршрут наладится, станет рентабельным. Затем, я думаю, дума продаст свои 26% акций. Они поддержат нас только в начале пути. Возможно, купит эти акции кто-то из нынешних владельцев.

— Почему вы пошли на снижение цен на билеты?

— Мы смогли себе позволить низкие цены благодаря тому, что в проекте участвует управление Рижского свободного порта. Это позволило и деньги сэкономить, и решить множество организационных вопросов. Во-вторых, благодаря думе удалось снизить плату за судно. Кроме того, мы отремонтировали паром и сделали еще третью пассажирскую палубу. Так что у нас теперь есть места бизнес-класса, первого класса и второго класса, в связи с чем удалось снизить цены.

— Кто является вашим партнером со шведской стороны?

— Мы сами будем реализовывать билеты, и помощь Швеции в этом нам не нужна. Будем сотрудничать с туристическими агентствами. Тем более что мы ориентируемся в основном на пассажиров, а не на грузы. Следующий паром, который пойдет в Швецию, будет возить и грузы, вот тогда нам потребуется стабильный партнер в Швеции — судовой агент.

Новые горизонты

— Какой сервис будет предложен пассажирам?

— Паром Maxi Mols мы фрахтуем у датской компании Mox Linen, у нее несколько таких судов. Максимальное количество человек, которое он может перевезти, — 800. Там будут магазины tax-free, газетный киоск, разнообразные игровые автоматы, несколько пунктов общественного питания, "шведский стол", большой бар и буфеты, где будет продаваться дешевая еда — сэндвичи, хот-доги, булочки.

— Планируете ли вы выкупить судно?

— Нет. В этом нет необходимости, так как он не предназначен для зимы, для льда, может ходить только при плюсовой температуре. Позже мы намерены купить новое судно, которое сможет работать и в зимний период. Сейчас идут переговоры. Мы просто решили не терять времени и уже сейчас, когда больше всего туристов, запустить этот маршрут, а уж потом купить собственный паром. Осенью надеемся его заменить.

— На какой пассажиропоток вы рассчитываете?

— Чтобы маршрут был рентабелен, необходимо как минимум 300 человек на каждый рейс. Всего будет три рейса в неделю. Я надеюсь, что этот сезон мы завершим без убытков, а через два года предприятие уже сможет приносить прибыль.

— Планируете ли вы впоследствии открыть новые маршруты?

— Мы очень хотим перевозить пассажиров и грузы не только в Швецию, но и в другие страны — например, в Данию или Германию. Это может произойти уже в следующем сезоне. Однако пока рано говорить об этом более конкретно. Понятно, что, открывая новые маршруты, мы будем покупать и дополнительные суда.

— Какова гарантия того, что этот паром не повторит печальной судьбы своих предшественников?

— Гарантией этого могут служить лишь сами туристы. Только от спроса на эти услуги зависит успех или неудача нашего проекта.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !