Помните, как выглядела Рига в 1990–м? Без Дома Черноголовых и Ратуши, Stockmann и Origo, "Солнечного камня" и многочисленных высоток в микрорайонах… А прошло–то всего ничего — 15 лет. Давайте представим, какие метаморфозы произойдут еще через такой же отрезок времени, и совершим прогулку по Риге 2020–го.
"Луцавленд" и Латландия

…На календаре — 1 апреля 2020 года. Ко мне из Петербурга приехал друг, который не был в Риге 14 лет! Естественно, мы едем в центр. Впрочем, с Юглы на своем авто далеко не уедешь. Возле "Альфы" пересадочный пункт и огромная парковка. Дальше можно продолжать путь только на общественном транспорте. Получаем бесплатные билеты и садимся в мидибус. Можно уехать на скоростном трамвае, троллейбусе.

В центре — тишь да благодать. Ни машин, ни выхлопных газов. Такие же пересадочные терминалы построены по периметру всего города — в Торнякалнсе, Засулауксе, у Деглавского и Земитанского мостов, у Центрального рынка…

Через 10 минут мы на конечной — на улице Тургенева, на месте бывшего промтоварного рынка. Там, где когда–то стояли покосившиеся киоски и сараи, вырос многофункциональный транспортный терминал. На первом и втором этажах — парковка для троллейбусов и автобусов, под землей — маршрутки и мидибусы. Народу не меньше, чем на железнодорожном вокзале. Сюда приходят и пассажиры железной дороги, международного автовокзала. С гордостью рассказываю другу, что терминал "переваривает" 500 единиц общественного транспорта в час. На информационных табло — схемы движения общественного транспорта, наименования маршрутов и время отправления.

Хочу отвести товарища в "Луцавленд" — город–парк с ресторанчиками, аттракционами. Идея со строительством на острове Луцавсала офисов и многоэтажек, которую вынашивали в 2006–м, таки провалилась. "Луцавленд" стал настоящей достопримечательностью Риги. Кстати, это одно из немногих мест в городе, где можно увидеть коренных жителей страны — латышей. В национальной одежде они встречают гостей у входа в парк, возле кабачков и погребков. Вы спросите: неужели сбылись пророчества друвиет и хиршей и латышей поглотили пришельцы? Да нет, они почти все уехали в Великобританию, и сейчас вместе с Ирландией, Шотландией, Уэльсом там появилось еще одно образование — Латландия.

Китай–город

Пока поджидаем автобус, чтобы отправиться в "Луцавленд", друг изучает табличку с названием улицы Тургенева. Она теперь пишется на трех языках: латышском, русском и китайском. Иммигранты из Африки и арабского мира в Ригу не хлынули, но город у Балтийского моря открыли для себя жители Поднебесной. Появился, как и во многих цивилизованных столицах, китайский квартал. Вы будете смеяться, но Москачка теперь называется Китай–город, а все названия там должны быть написаны на трех языках. Своя фракция есть у китайцев и в сейме…

Наконец подходит автобус. Он идет по такому маршруту: Элизабетес — Тургенева (под железнодорожной насыпью пробили тоннель, который связал обе улицы) — Пушкина и по новому мосту прямо в парк аттракционов. Когда проезжаем по мосту, приятель с удивлением смотрит на многочисленные лодчонки на реке, которыми управляют люди в круглых соломенных шляпах. "Это джонки, — объясняю я. — Один из источников дохода жителей Китай–города. За небольшую плату подвозят туристов к "Луцавленду".

Несколько часов в парке аттракционов пролетели незаметно. Я предлагаю товарищу прогуляться по набережной вдоль улицы Мукусалас. "Вот наш деловой Cити, — показываю на контуры Закюсалы. — Телецентр давно переехал в Торнякалнс, а эти высотки — офисы банков и крупных компаний. Они оставили Старый город и переехали на остров. Красиво, просторно, удобно".

Никакого "Замка света"

"А вот эта высотка — мегаконцерн Fenster", — обращаю внимание на небоскреб, взметнувшийся на том месте, где в 2006–м стояло здание одноименного издательского дома. Здесь не только редакции газет, но и радио– и телестудии. На 10–м — старейшая в стране газета "Вести Сегодня", на 17–м — 100–страничный еженедельник "Вести", а выше — самая тиражная — "Голос Китая". Приближаемся к Каменному мосту. Никакого "Замка света" поблизости нет — те, кто в свое время лелеял эту мечту, осуществили ее в другой части Европы — в Великобритании. А в Риге народ, в конце концов, сказал свое слово.

С Каменного моста открывается великолепная панорама на Кливерсалу. На острове неподалеку от гостиницы Radisson–SAS несколько небоскребов — один другого интереснее. И в форме огромной раковины, элипса. Это "угодья" Эрнесто Преатони, который все–таки осуществил свою давнюю мечту. Здесь 600 престижных квартир, офисы, торговые центры. На берегу качаются на воде симпатичные яхты и катера.

Сам Каменный мост теперь полностью отдан пешеходам. Мы не спеша идем по мосту и любуемся панорамой Старого города. Нет больше портящих силуэт зданий Министерства земледелия и Музея оккупации. Первое снесли, второе перевезли в Этнографический музей под открытым небом на Юглу. Высоких иностранных гостей везут сразу туда.

На башне старого замка больше не увидеть и штандарта президента — это здание полностью отошло под лучшие музеи Риги. А "палаты" президента сейчас на улице Аристида Бриана — в так называемом доме Майкапара. Кстати, за 15 лет улица дважды меняла название — становилась улицей Лемберга и Фрейберги, но в 2019–м Рижская дума все возвратила на свои места.

Набережную возле Старого города украшает пятиэтажный Морской вокзал. Никаких офисов, гостиниц — набережная оставлена горожанам для променада. На воде возле берега — парусники, катера, теплоходы. На некоторых судах — рестораны и кафе. Отсюда можно отправиться и на водную прогулку по Даугаве, в залив, на острова. Здесь каждую неделю швартуются самые большие яхты мира, принадлежащие арабским шейхам Европы и российским олигархам. Роман Абрамович имеет здесь собственный причал и большой особняк в мавританском стиле.

Прилегающая к набережной улица Экспорта — тоже пешеходная. А транспорт ушел под землю. Многочисленные подземные потоки стекаются к главной магистрали — Северному тоннелю. "А вот это будет для тебя сюрпризом…" — Я подвожу друга к бронзовому монументу за морвокзалом.

"Ба! Да это Петр Первый, который одно время стоял во дворе какого–то бизнесмена!" — восклицает товарищ, когда мы подходим ближе.

"Точно, — говорю. — В 2015 году Рижская дума большинством голосов (китайских и русских) проявила политическую волю. Историческое место решили не трогать — не сносить же Милду. Но и здесь неплохо. Учитывая вклад Петра в развитие мореплавания в граде Риге, а также то, что неподалеку сад, который он основал. Между прочим, ему возвратили историческое название — Царский…" Пора возвращаться. От порта идем по Ханзас в сторону футбольного стадиона "Сконто". По соседству, на Сканстес, район, мимо которого нельзя просто пройти, — лунный город. Главная улица — двухэтажная. На верхнем ярусе на высоте 8 метров — пешеходная платформа из обычного строительного бетона, внизу под пандусами — магистраль, по которой курсируют трамваи и автобусы. К остановкам общественного транспорта можно спуститься на эскалаторе. На пешеходном этаже — офисы банков, известных мировых компаний, магазины, кафе. Крыши большинства зданий — в висячих садах. Рижане окрестили этот район синтезом садов царицы Семирамиды с Уолл–стрит.

Но время торопит, а другу завтра на работу. Спускаемся к автобусной остановке и возвращаемся туда, где оставили машину, — к "Альфа–центру". Перед тем как сесть за руль, я провожаю друга на другой вид транспорта — скоростной трамвай Рига — Петербург. Он тоже стартует отсюда. Уже через пять часов товарищ будет в Северной столице России. Кстати, никаких виз больше не требуется. Латвия и Россия вошли в единое экономическое пространство.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!