Славное было времечко — начало девяностых! И огорчительное. Во многих вполне добропорядочных жителей словно вселился бес стяжательства, столь красочно описанный Шекспиром в образе Шейлока.
Причем в отличие от венецианского купца, который в поте лица и даже с риском для жизни потихоньку увеличивал свой капитал, подавляющее большинство решило разбогатеть мгновенно, буквально палец о палец не ударив.

К услугам таковых моментально возникли разного рода конторы и корпорации, среди которых пальма первенства в нашей республике безусловно принадлежит печально известному банку "Балтия", средства и усилия на создание которого сопоставимы разве что со строительством пирамиды Хеопса. Не отставали и пройдохи рангом помельче. Самой доверчивой оказалась одна из самых обездоленных прослоек общества — пенсионеры.

И в прежние времена хранить деньги, допустим, в сберегательной кассе было удобно и выгодно, хотя эта самая выгода была практически копеечной. А тут, как шок, неслыханные проценты да плюс ко всему наглая и беззастенчивая реклама едва ли не с каждого столба. Особенно старалось телевидение, из кожи вон лезло, прельщая байками о халявщиках и партнерах и прочей лапшой. Все как будто временно потеряли рассудок, очутившись в cтране дураков из детской сказки про Буратино…

Самое любопытное, что, учреждая свою фирму "СЕА" в январе 1993 года, Елена Цупикова, 1970 г. р., только–только получившая высшее педагогическое образование, и ее приятель Александр Скворцов, 1959 г. р., со скрипом окончивший курс средней школы в вечернем варианте, намеревались заняться исключительно уличной торговлей. К чему, однако, у них не оказалось призвания и полностью отсутствовала сноровка. Чтобы поправить свои дела, Цупикова и Скворцов, даже не имея соответствующей лицензии, по примеру других решили заняться, в отличие от шекспировского Шейлока, своеобразным ростовщичеством наоборот — собирать деньги у населения под проценты, от 22 до 95 в месяц, о чем поместили объявление в одной из рекламных газет. Одним словом, несите ваши денежки на поле чудес… Заманчивое предложение имело ошеломляющий успех, на что, похоже, новоявленные лиса Алиса и кот Базилио даже не рассчитывали.

Уже 14 декабря 1993 года, в самый первый день коммерческой деятельности на новом поприще в офисе фирмы "СЕА" по ул. Рудзутака, 78, было не протолкнуться. В числе других побывала там и пенсионерка Галина Базилевич, решившая заложить свои кровные 301 лат на три месяца с выплатой ей ежемесячно 89 процентов от этой суммы. Старушка с помощью карманного калькулятора уже подсчитала, что в марте следующего года она увеличит свой капитал на 267 латов и 89 сантимов, о чем торжественно сообщала буквально каждому встречному. Через месяц, однако, Базилевич получила всего 20 латов с обещанием компенсировать остальную долю процентной выплаты в следующем месяце.

Однако ни процентов, ни своего основного капитала пенсионерке больше увидеть не довелось. И все–таки до начала августа 1994 года Базилевич и другие вкладчики продолжали надеяться на чудо, пока наконец не сообразили, что стали жертвами самого бессовестного надувательства, после чего скопом повалили с жалобами в правоохранительные органы. Ситуация напоминала массовый психоз, по воздействию на аудиторию сходный с тем, который устраивали целители типа Кашпировского и Чумака. Никакими силами нельзя было отговорить от ошибочного шага, к примеру, Ефросинью Никонову, которая 24 декабря 1993 года принесла в офис фирмы "СЕА" 1200 латов, которые ей пообещали вернуть через три месяца с добавлением 86 процентов от этой суммы ежемесячно. В январе 1994 года Никонова получила, однако, 215 латов вместо 344, которые ей полагались по договору, что сопровождалось обещанием урегулировать процентную выплату в будущем. Но более ни процентов, ни своих кровных женщина не увидела. В тот же день подписал договор с фирмой и Эмиль Аумейстер, на тот же срок и под те же проценты, рискнувший пустить в оборот свои 250 латов. Однако ни этих денег, ни полагавшейся ему процентной выплаты в размере 215 латов Аумейстер не получил — все эти суммы были присвоены фирмой "СЕА" самым наглым образом, но с чарующей улыбкой и убедительной просьбой подождать еще немного, еще чуть–чуть, самую малость. А уж там, по выражению классика, все образуется.

Из общего количества обманутых вкладчиков (а впоследствии заявили о своих претензиях более 60 человек), пожалуй, больше других пострадали двое — Александр Цечнев и Александр Тюрин. Первый в три приема доверил мошенникам 3000 латов на целый год под ежемесячную 95–процентную выплату — 1 мая, 1 июня и 1 июля 1994 года. Итог — зеро, по терминологии игроков. А Тюрин решил увеличить свой валютный капитал. 31 января 1994 года он оформил договор на 2900 долларов, а 28 марта того же года — еще на 800 долларов, на три месяца и под 30–процентную ежемесячную выплату. Итог — аналогичный, то есть с отрицательным результатом. Все доллары Тюрина перешли в разряд безвозвратных потерь.

Неужто Цупикова и Скворцов, сумевшие в период с декабря 1993 года по август 1994 года присвоить в общей сложности 15 455 латов и 28 027 долларов, не считая процентов, обещанных вкладчикам, верили в свою абсолютную безнаказанность? Некоторые основания для этого имелись. Правоохранительные органы, обеспокоенные обилием жалоб одного и того же содержания, сплошь и рядом отказывали в возбуждении уголовных дел за отсутствием состава преступления, хотя налицо было самое отъявленное мошенничество. Своеобразную плотину прорвало только дело банка "Балтия", который с треском лопнул летом 1995 года. Что дало толчок и для расследования махинаций, которые происходили в фирме "СЕА" и ей подобных, по сравнению с аферами банка казавшихся не очень значительными. Цупикова, с учетом ее троих детей и отсутствия в прошлом судимости, осталась на свободе, а Скворцов был арестован 10 сентября 2002 года. На судебном процессе, который прошел на днях, оба признали свою вину в мошенничестве почти десятилетней давности только частично, перекладывая большую часть ответственности на вкладчиков, которые, дескать, решили поживиться за их счет. А деньги, собранные у населения, они не успели пустить в оборот, в раскрутку, по той простой причине, что у людей не хватило выдержки и терпения. Вот если бы еще год, а лучше — полтора…

Коллегия Рижского окружного суда удовлетворила 22 иска, но за вычетом процентных выплат, которые признаны незаконными. Еще 38 потерпевшим рекомендовано добиваться моральной и материальной компенсации в порядке гражданского судопроизводства. Среди них — уже известные читателю Цечнев и Тюрин. Цупикова получила три года лишения свободы условно, а Скворцов остался за решеткой, где ему предстоит провести в общей сложности три года. Вряд ли он будет оспаривать приговор, как это сделал бывший президент банка "Балтия", в прошлом известный криминальный авторитет. Масштабы явно не те, да и времена переменились.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !