Древние приносили кровавые жертвы богам в надежде на их благосклонность. Современные хомо-сапиенсы дарят подарки. Бывает, близким людям и просто так. А бывает, — чужим и с умыслом, и тогда преподношение становится взяткой. Несмотря на то, что это уголовно наказуемое деяние описано в законах, грань между подарком и взяткой зачастую оказывается очень тонкой.
Взятку не взяли. Ребенка тоже

Недавно я первый раз в жизни попыталась дать взятку. Заведующей детского сада, чтобы ребенка устроить туда без очереди. Купила красивый конверт в цветочек, положила в него необходимую сумму, заклеивать не стала — вдруг мало окажется. "Что там? Если деньги, то я не возьму!" — с ухмылкой заявила заведующая. Заглянув в конверт, она мне его действительно вернула. А я задумалась — может, было бы лучше, если бы я пришла с конфетами и цветами? А просто так…

Казалось бы, эка проблема подарить что-то другу, любимой, симпатичному соседу, наконец даже если это "что-то" стоит кучу денег. Разве можно за это наказывать? Но если речь идет о должностных лицах, все далеко не так просто. Вот, например, спикеру Сейма Ингриде Удре спутник жизни (неофициальный) подарил норковую шубу, а она не внесла ее в свою декларацию. В результате Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (KNAB) завело дело.

Пресс-секретарь KNAB Андрис Витенбургс пояснил "МК-Латвии", что декларации министров и депутатов бюро проверяет автоматически. Других должностных лиц "шерстят" лишь по доносу или если что-то борцам с коррупцией в их декларациях кажется подозрительным. Например, жена или теща некоего чиновника вдруг бац и получила от кого-то крупную сумму или недвижимость. Витенбургс не назвал точную стоимость шубы Удре (дело в разработке KNAB), но понятно, что подарок этот броский и дорогой. И совсем не факт, что сотрудники бюро на шубу Удре не обратили бы внимания, будь она задекларирована.

Как ни странно, лимит стоимости подарков, которые следует указывать в декларации, не регламентирован. Получается, что это дело вкуса. Кто-то может "забыть" о новом автомобиле, а кто-то — юморнуть и задекларировать, к примеру, подаренную коллегами кружку с надписью: "Любимому шефу".

До — нельзя, а после — благодарность

Долго в стране гремел скандал по поводу того, что хирург, бывший министр здоровья Арис Аудерс фактически брал с людей второй гонорар за сделанные им операции. Аудерс лишился поста, уже состоялся суд. Прокуратура требует посадить Аудерса на пять лет, адвокаты хирурга просят его оправдать, на сторону коллеги встали врачи. Приговор будет объявлен 10 марта.

Врачи, полицейские, учителя — все они в группе риска на получение взятки. Относительно них очень трудно определить, когда подарок становится противозаконным. Семейный врач Гита Ганьге из Veselibas centrs-4 благодарность пациентов по выздоровлению считает подарком. А взятка — это когда что-то дают, рассчитывая получить более качественное лечение. "Люди бывают просто напуганы и думают, что без взятки ничего не получится", — поясняет она.

По словам Ганьге, сейчас пациенты подарков дарят гораздо меньше, чем в советские времена. Объяснение простое — лечение и так платное. "Чаще всего приносят кофе, шоколад, конфеты, цветы. Бесплатным семейным врачам могут по окончании лечения какой латик дать, пятерку, но не больше", — рассказывает доктор.

Если следовать этому принципу, то, в общем-то, нет ничего плохого в том, чтобы преподнести презент полицейскому, защитившему от хулиганов. Никто не осудит и учителя, принявшего дар от своих бывших учеников, ставших добропорядочными гражданами. В то же время всем ясно, что пресловутые пятерки дорожникам и плата за успешную сдачу экзамена — это взятки.

Начальнику полиции Рижского самоуправления Янису Гедушеву закон совершенно понятен. "Там ясно сказано, что должностным лицам запрещено принимать подарки, за исключением таких-то и таких-то случаев", — изложила "МК-Латвия" мнение начальника пресс-секретарь муниципальной полиции Инесе Тимене.

Латвийский ученый Ольгерт Крастиньш считает, что сами дарящие лучше всех остальных могут провести грань между подарком и взяткой. "Если дар является выражением признания, благодарностью, и никаких благ впредь не ожидается, то тогда преподнесен подарок, — пишет он в статье "Sanemt davanu — prieks, nemt kukuli — noziegums" (Latvijas Vestnesis, 19.10.2005). — Если даритель полагает, что без дара "дело не пойдет" или надеется на какое-то благо в будущем, можно говорить о взятке". Крастиньш полагает, что уголовно наказывать надо только тех, чье взяточничество наносит существенный вред государству, другим людям. За менее злостные нарушения вполне достаточно штрафа и возврата взятки тому, кто ее дал, или в госказну.

Получил гонорар, стал премьером

Будучи президентом Банка Латвии, перед тем как пойти в политику, Эйнарс Репше решил собрать себе гонорар в миллион долларов США на, по его собственным словам, "бензин" для своей избирательной кампании. Поднялся шум. ""Гонорар" Репше фактически будет взяткой за то, чтобы купить его политическую независимость", — возмутился тогда один из "отцов" антикоррупционного закона Янис Лагздиньш (Народная партия).

Партия Репше победила на выборах, он стал премьером. А что до гонорара, то… с него по закону просто надо уплатить подоходный налог. Что Репше и сделал в 2002 году, перечислив в Государственную кассу 79 000 латов — четверть от пожертвованных ему 312 000 латов. И все, взятки, как говорится, гладки.

"Преподношение какому-либо государственному или муниципальному должностному лицу за решение какого-либо юридического или хозяйственного вопроса чаще всего надо расценивать как взятку, и это заслуживает, по крайней мере, морального, если не более сурового наказания", — пишет Крастиньш в вышеупомянутой статье. С чем, с чем, но с моралью в нашей стране всегда было туго.

Подарки, которые можно выкупить

Как известно, президент, премьер-министр и министр иностранных дел получают множество дипломатических подарков. Министр иностранных дел Артис Пабрикс признал, что презенты от своих иностранные коллег получает очень часто. Как рассказала его пресс-секретарь Инга Салениеце, чаще всего подарки эти связаны с культурно-историческим наследием государств.

Пабрикс тоже старается преподносить дары, символизирующие Латвию. Так, в недавний свой визит в Японию министр взял с собой рисунки воспитанников Рижской школы культуры, чему японцы крайне обрадовались. "Подарков, преподносимых с целью оказать влияние на принятие решений, министр никогда не получал", — заверила Салениеце.

У нынешнего главы правительства Айгара Калвитиса тоже уже набрался внушительный шкафчик с иностранными презентами. Уходя с поста, полюбившиеся он имеет право у государства выкупить. Возможно, это будут подаренные мэром Киева Олександром Омельченко наручные часы, а может, обалденный кувшин для вина, полученный из рук спикера парламента Грузии Нино Бурджанадзе. Цену подарков в таких случаях устанавливает специальная комиссия из шести человек, в которую входят сотрудники Государственной канцелярии и Министерства культуры.

Больше всего подарков из премьеров новейшей Латвии получил правивший дольше всех Андрис Берзиньш — 125 предметов. Берзиньш забрал японскую вазу, ковер, бронзовую статуэтку, два серебрянных портсигара и вазу из богемского хрусталя, заплатив за них почти 1000 латов.

А бывший премьер Андрис Шкеле ограничился одним подарком — картиной, но стоимостью в 5000 латов. В свою очередь, экс-премьер Вилис Криштопанс, хоть и не курит, выкупил множество связанных с курением предметов, и еще пару-тройку подарков в общей сложности на 260 латов.

За границей тоже бывает

На сегодня Латвия занимает второе, после Польши, место по уровню коррупции среди стран ЕС, но проблема эта актуальна и для других стран, даже для высокопоставленных европейских чиновников. Сам президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу весной прошлого года оказался в центре коррупционного скандала после того, как с женой прокатился на лайнере приятеля-судовладельца.

Круиз-то был класса люкс, к тому же Баррозу почему-то попытался сей факт скрыть. В свою очередь, премьер-министр Италии Сильвио Берлускони подозревается в даче взятки Дейвиду Милсу, супругу министра культуры Великобритании Тэс Джовел. Дело было заведено еще в марте прошлого года. Предполагается, что Берлускони хотел заплатить Милсу за молчание относительно сделок с принадлежащей итальянскому премьеру империи массмедиа.

И опять про нас

Кстати, KNAB сейчас тоже рассматривает дело о "халявной поездке" должностных лиц. Президент Латвийской футбольной федерации Гунтис Индриксонс в честь своего 50-летия пригласил более 100 человек на футбольный матч в Барселоне, полностью оплатив им путешествие. Если бы каждый платил сам за себя, то путешественнику такая поездка обошлась в 400 латов. KNAB до сих пор разбирается, попали ли оказавшиеся среди гостей Индриксонса должностные лица в конфликт интересов или нет…

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !