Вчера российская нефтяная компания ЮКОС объявила, что если в ближайшее время она не сможет расплатиться с долгами перед бюджетом и обеспечить финансирование своей деятельности, то объявит себя банкротом. Старший аналитик Nord/LB Lietuva Римантас Рудзкис предсказывает, что, если поставки нефти в Мажейкяй будут прерваны, это остановит работу главного поставщика горючего на латвийский рынок на многие месяцы.
Литовское правительство: не верю!

По мнению г-на Рудзикиса, концерну Maњeikiu nafta (MN) будет сложно найти нового поставщика сырья, пока сохранится неясность с его владельцем — компанией ЮКОС. Банковский аналитик утверждает, что в переходный период MN может столкнуться с серьезными проблемами. Ибо кто согласится заключать договоры с компанией, если неизвестно, кому, собственно, она принадлежит (сейчас 53,7% акций на руках у россиян, 40,66% — у литовского правительства).

В то же время Рудзкис полагает, что простой нефтеперерабатывающего предприятия на цену топлива значительно не повлияет. "Нет проблем завезти горючее из соседних государств, например из Польши", — говорит он.

В свою очередь литовское руководство уверяет, что не верит в легкомысленное отношение правительства России к банкротству ЮКОСа и спокойно воспринимает возможную смену его владельцев. "Россия не заинтересована в банкротстве столь крупной компании. Это экономически невыгодно", — заявил министр финансов Литвы Альгирдас Буткявичюс. Говоря, как по учебнику экономики, он считает, что такой шаг уменьшит поступления в бюджет и обострит социальные проблемы ввиду потери рабочих мест.

Дальше — значит, дороже

Как заявлял ранее исполнительный директор Латвийской ассоциации торговцев топливом Улдис Сакне, в случае если с поставками из Мажейкяя возникнут сложности и необходимый для Латвии объем топлива не будет обеспечен, цены на бензин у нас могут подняться. Дело в том, что латвийские торговцы покупают горючее там, где выгоднее всего, а именно — у литовцев.

Брать его где-то в другом месте — значит, повысить расходы на транспортировку. Кроме того, с Мажейкяем у наших торговцев налажен механизм сотрудничества. А каких сюрпризов, в том числе ценовых, ждать от новых партнеров — неизвестно. Что касается солярки, то здесь дела обстоят не так драматично — существуют каналы альтернативной поставки.

СПРАВКА

Бензин из Mazeikiu nafta занимает примерно 70% латвийского рынка, дизельное топливо — примерно 20%.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!