Воздух в столице загажен до безобразного. И 90% этого загрязнения дарит друг человека — автомобиль. Выплюнутые машинами яды в соединении с безобидной пыльцой создают агрессивный и опасный для здоровья человека тандем.
Столичные депутаты и чиновники не нашли ничего лучшего, как призвать горожан не пользоваться старыми машинами, покупать более качественный (а значит, более дорогой) бензин. Наконец, чтобы удержать людей от поездок в центр столицы, предложено в очередной раз поднять плату за притротуарную парковку. Иными словами, кнут становится все длиннее, а вот пряников публике не предлагают. Но на одних запретах далеко не уедешь.

Пара слов о газомобиле

"Вести Сегодня" уже рассказывала об инициативе одной фирмы по переводу транспорта с бензина на природный газ. Но в Латвии пока нет приспособленных для этого газоколонок, установка подобного заправочного устройства в собственном гараже обойдется в 1000 долларов, а новые авто с газовым приводом процентов на восемь дороже аналогичных бензиновых машин. Авторы идеи упирают на возможность "газомашиновладельцев" сэкономить. Газ дешевле бензина, но потому, что пока не облагается акцизным налогом. Говорят, газовый привод выбрасывает в атмосферу на 90% меньше всякой дряни. И Европа потребует, чтобы к 2020 году как минимум 10% машин было с газовым приводом.

Действительно, некоторое распространение газомобили получили. Больше всего их в Аргентине — в 2001 году 620 тысяч машин (из 5,7 миллиона). Но мы вроде не в Латинскую Америку вступаем, а в Европу. А вот там с газомобилями не ахти. Количественно более всех преуспела Италия — 320 тысяч! Но это из 25 миллионов транспортных средств — то есть менее одного процента. А у практичных и борющихся за чистоту воздуха немцев и вообще только 5 тысяч газомобилей из 30 миллионов экипажей. Даже в США, где уж публика на экономии и здоровье помешана, на газе ездят 90 тысяч авто из 161 миллиона. Доли процента… И если уж популяризировать газомобили, то город должен приложить руку к созданию сети заправок.

Благие намерения

Европейские заверения о принятии требований о переходе автомобилей на газ что–то напоминают. Журнал Business Week в 1994 году подробно описал драконовский закон, принятый 13 мая того года в штате Калифорния: "К 1998 году 2% транспортных средств, продаваемых в штате любой крупной фирмой, должно быть с электроприводом. В 2001 году их удельный вес должен составить 5%, а к 2003 году (о ужас!) — 10%". Сегодня на дворе именно он самый, 2003–й, и есть. Покажите мне те стада электромобилей, которые должны бороздить дороги Америки… С "газификацией" Европы может случиться то же самое.

Кстати, когда провалившаяся благая идея калифорнийцев только обсуждалась, была идея перевести автомобильный парк с бензина на более чистый природный газ. "Однако власти штата пришли к выводу, что подобных мер будет недостаточно для кардинального улучшения состояния атмосферы", — пишет Business Week.

Пряник в руке или фига в кармане?

Но вернемся к нашей любимой притротуарной парковке. Когда автомобиль стоит, он не "воняет". По иронии судьбы, самый жуткий воздух как раз на тех улицах, на которых парковка запрещена и автомобили проезжают по ней транзитом. Например, улица Марияс, улица Кр. Валдемара. Плата за парковку появилась лишь с целью обеспечить "круговорот" машин, ведь раньше приткнуть авто в центре было просто невозможно — машины стояли весь рабочий день напролет. Можно ли уменьшить загрязнение воздуха и поток транспорта в центре города? Можно. Либо репрессивными мерами (в Лондоне за въезд в центр надо платить), либо побудительными мероприятиями. Предоставлять крупным работодателям для сотрудников проездные на общественный транспорт с большими скидками или уменьшать размер взимаемых налогов с тех работников, кто не ездит в контору на машине. Сама система общественного транспорта должна быть кардинально улучшена — вплоть до лозунга "каждому пассажиру по мягкому месту", сокращены интервалы, повышена комфортность поездки, выделены отдельные полосы для движения. Но это требует не 27 тысяч латов, предусмотренных столичным бюджетом на создание очередной программы по уменьшению загрязнения воздуха…

Наконец, высшие должностные лица своими действиями могут подать жителям правильный пример: мэр Гундарс Боярс или глава "зеленого комитета" Валдис Калнозолс могли бы ездить в Ратушу на общественном транспорте. Ездил ведь экс–мэр Андрис Берзиньш в думу на электричке, и ничего…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!