Мясо, спирт, сигареты

Репше обвинил Народную партию в продвижении на пост главы Бюро по борьбе и предотвращению коррупции (ББПК) чуть ли не главного контрабандиста страны — замначальника Полиции безопасности Дидзиса Шмитиньша.

Репше сообщил журналистам, что Дидзис Шмитиньш прикрывает крупных контрабандистов мяса, спирта и сигарет. Он надеется, что Генпрокуратура тщательно проанализирует факты, которые имеются в распоряжении партии, и не будет ей мстить. Напомним, что в четверг Дидзис Шмитиньш был назван наиболее вероятным кандидатом на пост главы ББПК. Завтра Шмитиньша уже могли бы утвердить в новой должности, но на его голову свалился такой компромат, который теперь придется проверять и конкурсной комиссии, возглавляемой Ингридой Лабуцкой, и Генпрокуратуре. Начал Репше с того, что бюро создается ради галочки, чтобы одурачить избирателей и зарубежных партнеров. Он считает, что ситуацию может изменить только назначение на пост главного борца с коррупцией какого-нибудь иностранца с хорошей репутацией и опытом. Этот человек не должен быть связан ни с латвийскими политиками, ни с бизнесменами.

Кстати, помощь в создании бюро в свое время предлагали посол США Брайан Карлсон и бывший посол Великобритании в Латвии Стивен Нэш. Однако, как сказал "Телеграфу" госсекретарь МИДа г-н Риекстиньш, кандидатов они не выдвигали. Репше предложил журналистам подумать: "Почему министерства Народной партии — МВД и Минфин, которые призваны бороться с коррупцией, выдвигают на пост начальника бюро человека, который известен прикрытием контрабанды и взяточничества?" Бывший, глава Банка Латвии явно намекнул, что "народники" являются своеобразной "крышей" Шмитиньша, который, в свою очередь, контрабандными деньгами расплачивается за их "услуги".

Табачок для террористов

Лидер Яунайс лайкс напомнил, что в ноябре прошлого года спецслужбы некой "дружественной Латвии страны" обнаружили в Риге две нелегальные сигаретные фабрики — Juriga и Kalriga, а также нелегальный груз на таможенном складе Balteks. "Дидзис Шмитиньш тогда выказал нехарактерную для него готовность сотрудничать с зарубежными спецслужбами, был в курсе всех оперативных донесений, а также убеждал коллег, что никаких сигарет на таможенном складе нет. И действительно — когда агенты заявились на склад, два контейнера с сигаретами бесследно исчезли. Позже оказалось, что на складе работают родственники Шмитиньша. Агенты установили, что провал операции лежит именно на его совести", — рассказывал Репше. "Телеграфу" он заявил, что деньги от продажи сигарет направлялись некой специфической террористи ческой организации "дружественной нам западной страны", название которой ему известно, но в интересах следствия его нельзя разглашать. Второй эпизод, описанный Репше, — это связь Шмитиньша с Марисом Миллерсом, на которого было совершено покушение и который якобы прикрывал всю контрабанду спирта, приходящую в Латвию с Запада.

Чья машина на фото?

Вытащил Репше и еще один — третий козырь против Шмитиньша. Он рассказал, что директор фирмы Spektrs K Гунтар Калниньш подарил ему Мercedes-Benz E220. Репше даже раздал журналистам фотографии, на которых Шмитиньш садится в шикарное авто. По официальной информации, компания Spektrs K хранит и уничтожает контрабандные товары, а на деле — занимается их реализацией, а также связана с контрабандой мяса, убежден Репше.

Сам Шмитиньш сказал BNS, что упомянутый Мercedes — это служебная машина его жены, и "иногда он имеет честь быть с ней вместе". Однако в тот же день другой фигурант истории — директор Spektrs K Гунтар Калниньш тому же BNS заявил, что машина принадлежит ему, а Дидзису Шмитиньшу он дает на ней "покататься" как старому университетскому другу. Когда же г-на Калниньша спросили, а что за женщина на фотографии рядом со Шмитиньшем в машине, он воскликнул: "Поросенок, взял мою машину и поехал по бабам!"

Тень Лиелюксиса

В разговоре с "Телеграфом" Дидзис Шмитиньш отказался комментировать обвинения Репше и намекнул, что подозревает в появлении компромата второго кандидата на должность — бывшего шефа Госполиции Алдиса Лиелюксиса. "Мне непонятно, как могло получиться так, что я уже был на первом месте, а тут появляется второй претендент".

Дидзис Шмитиньш напомнил "Телеграфу", что в 1993 и 1995 годах он исправлял ошибки, которые Репше допустил, будучи президентом Банка Латвии. "Во время банковских кризисов 1993 и 1995 годов я руководил группой расследования", — заметил Шмитиньш.

Почему молчала прокуратура?

Председатель комиссии Сейма, расследующей возможную причастность должностных лиц государства к контрабанде, Петерис Салказанов подтвердил "Телеграфу", что через него проходила подобная информация — о связях Калниньша и Шмитиньша.

Речь идет о многочисленных пленках оперативных записей, которые попадали к нему в виде "слива" информации. По его словам, пленки и показания комиссии давали очень многие бывшие и нынешние работники правоохранительных органов. Это Виктор Панцерс, Владимир Марушин, Василий Драч, Нормунд Маргевич, Михаил Белкин, Всеволод Левин и многие другие.

"Но надо учесть, что такого рода информацию "сливают" или конкуренты, или обиженные, следовательно, необходимо тщательно ее проверять, — пояснил "Телеграфу" г-н Салказанов. — И заниматься этим должны компетентные люди. Поэтому я передал все эти материалы в прокуратуру… Думаю, без детальной проверки последнего "слива" на г-на Шмитиньша утверждать его на новом посту со стороны правящей коалиции было бы, мягко говоря, некрасиво".

На вопрос "Телеграфа", давал ли кто-то компрометирующую информацию на второго претендента на должность начальника ББПК Алдиса Лиелюксиса, депутат ответил так: "Ой, много на кого давали…" Так же уклончив относительно личности Лиелюксиса был и г-н Репше: "Я сомневаюсь в профессионализме всех кандидатов, в том числе и Лиелюксиса. На первых интервью в комиссии он показал, что не способен разбираться в вопросах борьбы с коррупцией".

Невыгодная фирма

"Это же эксклюзивная ниша — хранить, реализовывать и уничтожать всю контрабанду, — пояснил "Телеграфу" член комиссии Андрей Клементьев по поводу фирмы Spektrs-K. — Мы пришли к выводу, что сотрудничество с этой фирмой невыгодно государству и с точки зрения финансов, и с точки зрения безопасности. Странно, что на территории частной конторы хранятся вещественные доказательства по множеству уголовных дел о контрабанде. И охрана поставлена очень слабо".

В свою очередь министр юстиции Ингрида Лабуцка призвала Репше передать информацию о Шмитиньше правительству и правоохранительным органам и отметила, что таких сведений у конкурсной комиссии не было. "В любом случае окончательное решение по кандидатуре Шмитиньша должно принять правительство", — сказала Лабуцка. Она также решила провести сегодня внеочередное заседание комиссии.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !