Российским покупателям интересен рынок Риги и Юрмалы, но ждать массового наплыва инвесторов с востока не стоит. Период стагнации латвийского рынка может закончиться уже в 2009 году. Об этом в эксклюзивном интервью "м2" рассказала Наталья Завалишина, руководитель направления Distant Property Management" российского холдинга "МИЭЛЬ".

Информационное поле вокруг рынка недвижимости Латвии по большей части наполнено негативными красками. И любой, даже мало-мальски положительный сигнал сегодня редкость. Поэтому информация о том, что в первой половине августа в Латвии побывают представители одной из крупнейших риелторских структур России — холдинга «МИЭЛЬ» -- и вызвала повышенный интерес у «м2». Ведь поездка носила отнюдь не праздный характер. Как отметили латвийские партнеры россиян, рассказавшие «м2» о готовящемся визите гостей,  они присматриваются к объектам, привлекательным для инвестиций. И присматриваются внимательно.

Не следует забывать, что еще весной «МИЭЛЬ» сталь владельцем половины доли в строящемся в Саулкрастах жилом проекте Sun Republiс. При этом сейчас россиянам, по данным «м2», принадлежит уже контрольный пакет этого проекта, строительные работы на котором ведутся без выходных. Сдача комплекса в эксплуатацию намечена на весну следующего года.

Пример успешного вхождения

Встречу с автором этих строк Наталья Завалишина назначила на 26-м этаже гостиницы Reval Holel Latvija. Здесь за столиком у окна, откуда открывался великолепный панорамный вид  на центр города и Старую Ригу, и состоялся наш обстоятельный разговор. И начался он с темы Sun Republic.

м2: — Падение цен  на латвийскую недвижимость продолжается. Не жалеет ли руководство «МИЭЛЬ», что приобрело этот актив?

- Проект Sun Republic — это пример достаточно успешного вхождения в рынок.  Нам этот проект кажется перспективным.

м2: — Тем не менее доводилось слышать много ехидных замечаний со стороны некоторых латвийских маклеров и девелоперов: мол, «МИЭЛЬ» могла бы подобрать себе и более привлекательный объект.

- Эта покупка объясняется желанием нашей компании сформировать портфель курортной недвижимости, ориентированной на россиян. На людей, которые хотят инвестировать в недвижимость либо приобретают ее для своих нужд в качестве третьего, четвертого и так далее жилья. С другой стороны, Sun Republic -- объект уникальный. Это действительно первая линия, дюны, залив, пляж, побережье, которое сравнительно недоосвоено… При этом до центра Риги не более часа. Думаю, многие москвичи оценят возможность жить на море, в тихом и лишенном юрмальского шума и тусовки месте, в небольшом удалении от Старой Риги… Рассчитываем мы и на местного покупателя. Планируем дать на рынок предложение, очень привлекательное по соотношению цена-качество. Не забывайте, что около 40% жилых площадей  комплекса уже зарезервировано при предыдущих владельцах проекта. 

И как инвестор, и как посредник

 

м2:  -- Структуры холдинга «МИЭЛЬ» выступают в роли девелопера в Латвии только в одном проекте?

- Изучаем ряд других интересных предложений, о которых говорить рано. Вообще «МИЭЛЬ» старается смотреть на ваш рынок разными глазами — и как инвестор, и как компания, которая предлагает возможности для инвестирования в него. Мое подразделение Distant Property Management как раз и занимается курированием этого вопроса.

м2: — И все-таки: чем россиянам может быть интересна сейчас Латвия?

- Рынок недвижимости в Москве и Санкт-Петербурге, за последние годы подошел к пределу своей инвестиционной привлекательности. Покупать недвижимость в Москве и Московской области интересно прежде всего для себя, а не для инвестиций. Потенциал роста цен существует, но он не такой большой, как был несколько лет назад. В то же время многие люди, которые последние 10 лет вкладывали в привычную и понятную им московскую или питерскую недвижимость с целью заработать, получили хорошую прибыль. Сейчас таких покупателей все больше и больше интересуют рынки зарубежных стран, возможности, которые открываются на этих рынках. Поэтому они ищут новое (в географическом плане) применение своим капиталам. Вот Distant Property Management и призвано помочь им в этом. Ищем и предлагаем им немосковскую недвижимость, которая может быть привлекательна для инвестиций. Это могут быть вложения даже в стабильный рынок, который не дает большой отдачи. Зато предоставляет определенные льготы российским покупателям — ту же шенгенскую визу, иногда вид на жительство. В принципе и на стабильных рынках есть проекты, которые позволяют извлекать неплохую прибыль. Вопрос в том, чтобы найти эти проекты.  Латвийский рынок стабильный, поскольку у вас есть нормальный закон «О земле», который защищает права потребителей и инвесторов.

Спасение утопающих

 

м2: — Не буду спорить, как выглядит наш рынок недвижимости со стороны, но изнутри он кажется не столько стабильным, сколько стагнирующим. Идут открытые разговоры о массовом оттоке инвесторов.

- Ну почему отток?! Правильнее говорить об определенных кризисных явлениях на рынке. После нездорового ажиотажа вокруг недвижимости наблюдается процесс санации — то есть оздоровления рынка. Старт этому дало правительство, решившее начать борьбу с инфляцией и изменившее условия кредитования для физических лиц. Что происходит?  Цены идут вниз. Лично мне кажется, что дно уже близко. Для оздоровления ситуации потребуется еще где-то год или чуть больше. В то же время уже сейчас в Риге и ее окрестностях имеются проекты, которые локально достигли своего дна. Это объекты, которые находятся в залоге у банков и чьи владельцы испытывают проблемы с погашением ипотечных займов. Им не остается ничего другого, как продавать свою недвижимость. Либо ее продаст уже сам банк. Так что это не отток инвесторов, а скорее, операция по спасению утопающих!

У вас на рынке уже есть довольно много недвижимости, которая в ближайшем будущем станет привлекательной для покупки: она близка к своему ценовому минимуму. При этом Рига и Рижский район продолжают сохранять свою долгосрочную привлекательность. Прежде всего мы говорим о жилой и курортной недвижимости. Distant Property Management изучает такие объекты и предлагает их россиянам. Вот вы говорите о кризисе на латвийском рынке. Аналогичные процессы идут в США, Испании или, допустим, во Франции. И еще вопрос, где кризис носит более плачевный характер. Однозначно то, что ваш рынок для россиян ближе и понятнее. Поэтому и смотрим в вашу сторону.

Российскому клиенту любопытна курортная недвижимость у воды. Ну, может быть, еще в лесных массивах, зеленых зонах, словом, для полноценного отдыха и какие-нибудь исторические объекты.

м2: -  Рассматриваете только рижские и юрмальские объекты или изучаете Лиепаю или, допустим, Вентспилс?

- Преимущественно Ригу и Юрмалу. Они на слуху. Мировая практика такова: вначале инвесторы входят в расскрученные места. А уже по мере того, как они освоятся, зона их интереса расширяется. Но знаете, если кто-то из наших клиентов выскажет пожелание приобрести офисный центр в той же Лиепае, то мы через своих латвийских партнеров подберем интересный вариант.

м2: — Латвийское отделение «МИЭЛЬ» открывать не собираетесь?

 

Н.З.: — На данном этапе точно нет. Точно так же не стоит думать, что «МИЭЛЬ» собирается войти в Латвию десятками и сотнями миллионов долларов. Наш интерес будет носить точечный характер. И в том масштабе, который мы считаем разумным и комфортным. Мы предлагаем российским бизнесменам возможность диверсифицировать свои активы и получить дополнительные возможности, льготы. Возглавляемый мною департамент оказывает услугу по формированию некоего инвестиционного портфеля, когда человек вкладывает деньги в недвижимость в двух или трех странах. В одну высокорисковую и высокодоходную -- типа Панамы или Болгарии. В достаточно консервативную и стабильную -- например, в Германию. И, допустим,  в третью — в Латвию, где в данный момент наблюдается экономический кризис, который неизменно откроет новые перспективы.

Географические предпочтения

 

м2: — А эстонские и литовские объекты вы россиянам предлагаете?

Н.З.: — Пока нет. Только латвийские. Хотя несколько предложений из Литвы у меня есть. Вообще нельзя зарекаться: в этой стране будем изучать рынок, а в той — нет. Это творческий процесс: исходим из потребностей клиента. Я, например, ту же  Панаму долго не рассматривала как регион для инвестиций в недвижимость. И от России вроде бы  далеко, да и климат тяжеловат: влажность высокая. Но мне поступило достаточно звонков от клиентов, чтобы Distant Property Management занялся и рынком этой латиноамериканской страны.

м2: — А в какие регионы предпочитают вкладывать клиенты «МИЭЛЬ»?

Н.З.: — Перечень довольно обширный: Испания, Панама, Болгария, Черногория,  Хорватия… Клиенты «МИЭЛЬ» покупают недвижимость за границей с разными целями. В Болгарии, Хорватии еще сохраняется возможность получить доход на уровне 20-25%,  если  найти подходящий проект и войти в него на стадии начала строительства. Украина интересна: на Южном берегу Крыма активно возводится жилье бизнес-класса,  большой площади, с высокими потолками. Такие объекты интересны россиянам, учитывая, что Крым — это все-таки русскоязычное пространство. В Киеве наши клиенты инвестируют в коммерческую недвижимость. Россиянам также нравится Черногория, там нередко стало  наблюдаться новое явление: англичане покупают недорогие дома для собственного проживания и ремонтируют их.  Нередко начинают заниматься собственным бизнесом — открывают рестораны или салоны красоты. То есть перебираются жить в этот регион. Нельзя сказать, что это явление стало массовым, но такие случаи уже есть.

 

Кстати, в последнее время, наши клиенты стараются зарабатывать не на спекулятивных — то есть краткосрочных инвестициях, а приобретают недвижимость на долгий срок. Поэтому и Латвия может быть интересна. Ведь рынок всегда развивается по синусоиде и за падением всегда идет подъем.

***

О Москве

 

м2: -- Все чаще приходится слышать мнение о перегреве рынка недвижимости Москвы. Какой точки зрения по этому вопросу придерживаетесь вы?

Наталья Завалишина.: — Есть разные мнения. Кто-то из экспертов говорит о возможном кризисе, кто-то, наоборот, прогнозирует дальнейший рост стоимости квадратного метра. В отличие от многих европейских государств приобретение квартиры на московском рынке часто происходит без привлечения ипотечного кредита. Наша ситуация отличается от вашей еще и тем, что недвижимость — это инструмент не столько для накопления средств, сколько для их сохранения. После кризиса 1998 года люди по-прежнему не доверяют банковской системе. И  несмотря на довольно высокую цену квадратного метра жилья  (более  6 000 долларов за кв. м), массового сброса недвижимости никто не предрекает.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!