Прошедшие на днях по всей Латвии массовые акции протеста против ассимиляционного облатышивания русских школ обозначили ряд новых моментов. Если суммировать их, то можно сделать вывод, что "при Эмсисе" русским активистам придется гораздо сложнее, чем "при Репше".
Тенденция первая. Наезды

Как можно было ожидать от априори слабого правительства Индулиса Эмсиса, оно поспешило поднять свой рейтинг среди национально озабоченной публики, строя зверские рожи в адрес участников акций 15–16 апреля. Впрочем, в плане лжи и угроз в адрес русских манифестантов отметился не один премьер, но весь спектр властей ЛР. От министра внутренних дел Эрика Екабсонса, назвавшего акции хорошо организованными, до и. о. начальника Управления полиции Риги Инта Кюзиса, считающего, что "достаточно одного провокатора", дабы начались беспорядки. Президент ЛР Вайра Вике–Фрейберга обвинила в организации акций Россию, в том же духе высказался глава комиссии сейма по иностранным делам Артис Пабрикс. В Рижской думе глава комитета по безопасности и порядку Андрис Вилкс предложил сажать организаторов "массовых беспорядков" на 10 лет, а депутат РД Вилнис Зариньш высказался более конкретно: "Стрелять". "Никакого диалога" с предлагающими отменить реформу–2004 не обещает даже самый "переговорный" министр интеграции ЛР Нилс Муйжниекс.

Невиданный консенсус, продемонстрированный латышской политической элитой — от TB/LNNK до ЛСДРП, вызван прежде всего интернационализацией непрекращающегося внутриполитического кризиса в ЛР. На прошлой неделе латвийская дипломатия получила ряд увесистых пинков — от сногсшибательных фильма шведского ТВ и сюжета CNN до резолюции ООН против легионеров и от обсуждения проблемы русскоязычных Латвии на встрече министров иностранных дел ЕС и России в Дублине до "крамольных" рекомендаций комиссара Совета Европы Альваро Хиль–Роблеса. Очевидно, что столь серьезная и многосторонняя критика политики официальных властей Латвии и заставляет их, обжегшись на молоке (апартеидного типа политике последних 13 лет), дуть на воду (демократические протесты жителей страны). Известно ведь: кто громче всех кричит "Держи вора!"…

Забавно, что все сентенции о "разжигании розни" и "тенденциях к массовым беспорядкам" происходили при АБСОЛЮТНОМ минимуме реально задержанных полицией людей. Конечно, для нашей доблестной полиции гораздо комфортнее поддерживать порядок на кладбище, чем при скоплении живых людей, но придется, милки, привыкать. В европах еще и не так выступают.

Тенденция вторая. Разводки

Если зимой этого года властям (Репше — Шадурскис) противостояли русские школьники и депутаты ЗаПЧЕЛ, то сейчас ситуация изменилась в сторону большего нюансирования. Некоторые из доселе "умеренных" политиков ПНС — к примеру, Борис Цилевич, выступили с жесткой критикой пропагандистских передергиваний правительства в оценке 15–16 апреля. В принципе негативное отношение к реформе зафиксировала молодежная организация ЛСДРП (привет соцдему Вилксу с его "десяткой" на душу демонстранта!).

В то же время и власти не сидели сложа руки. Кроме "карманных" организаций типа "Русские Запада" (их единственный и неповторимый унтерфюрер Николаевс проводит пресс–конференцию против ЗаПЧЕЛ и лично Татьяны Жданок прямо в министерстве г–на Муйжниекса!) и Русской партии, в хоре подпевал реформы–2004 нарисовалось несколько директоров рижских школ. Известные "бегуны впереди паровоза" вовсю пропагандируются латышскими СМИ. Впервые на страницах газет Diena и Latvijas Avїze появился "светлый образ" директора, борющегося со зловредным штабом. Вот, например, г–жа Шволмане, директор 92–й средней школы, утверждает, что в опросах ее учеников русская литература как предмет занимает всего лишь 10–е место. Неудивительно, если в результате ее целенаправленных действий она опустится на 15–е место, как ныне русский язык…

Кампания по выпячиванию покрытых золотыми побрякушками, построивших особняки и рулящих шикарными авто директоров–"интегрантов" (их школы, как самые облатышенные, получают лучшие дотации от самоуправления и плюс к этому пользуются "неучтенкой" из фондов, собираемых с родителей), призвана сделать борьбу с русскими активистами делом коллаборационистов от педагогики. В общем, старый прием — точно так же немцы "работали" против партизан во Вторую мировую войну, американцы во Вьетнаме и сейчас в Ираке. Характерно, что и у МОНа появился свой "штатный русский" — бывший руководитель пресс–центра Верховного Совета Латвии, пресс–секретарь "Клуба–21", экс–советник Биркавса и рекламист ликеро–водочных изделий Сергей Анцупов. Его дебют в амплуа пиарщика реформы по Первому Балтийскому каналу оставил, впрочем, жалкое впечатление — агитировать за отказ от родного языка это ж не то же самое, что коньяк рекламировать. Можно выразить сочувствие и министру Юрису Радзевичсу, запланировавшему "гранд–тур" по русским школам республики.

Тенденция третья. Расширение

В реакции проправительственных латышских СМИ на события 15–16 апреля было заметно злорадство: вот, дескать, русские забастовку проигнорировали. Но вместе с рижскими репортажами шли маленькие, но многочисленные, что называется, "вести с полей". И тут оказывалось, что на прошлой неделе акции охватили всю страну!

Вентспилс, Лиепая, Елгава, Даугавпилс — вот далеко не полный перечень мест, где на прошлой неделе состоялись акции против ассимиляции. И это означает, что протест объединяет уже ВСЮ русскую общину Латвии. Сам факт того, что в ранее "спокойном" Даугавпилсе в мероприятиях штаба приняло участие до двух тысяч человек, говорит о многом. Да и в Риге, если даже отталкиваться от названной полицейским генералом Рейниксом цифры в 5000 человек, какая еще политическая идея ныне способна собрать такое число народу? На самом деле наших латышских коллег из сейма и масс–медиа гложут элементарные ревность и зависть. Они–то не могут и не хотят быть со своим народом. Примером политической аберрации может служить лично Индулис Эмсис, принявший 15 апреля участников жиденького (но разрешенного!) пенсионерского пикета, но "не заметившего" в 50 раз большей толпы у здания Кабинета министров. В ближайшие дни и недели активистам борьбы за русские школы придется столкнуться с масштабнейшим политическим, полицейским, судебным давлением. И его факт говорит сам за себя: мы на верном пути. Система неравенства, строившаяся под национальное государство, трещит, как тающий лед под европейским солнышком. И в этой весне 2004 года первыми европейцами выступают русские Латвии.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!