Ответы на эти гневные вопросы станут понятнее, если мы будем знать, какие спецслужбы существуют в России сегодня — с кого спрашивать в первую очередь, способны ли они сокрушить и искоренить терроризм?

Спецслужбы знакомые и не очень

Надеюсь, я веду разговор с единомышленниками, которых не придется убеждать, что в каждом нормальном государстве должны быть спецслужбы. По сфере действия распределим их так: действующие за рубежом и действующие только в России. За рубежом:

  • Служба внешней разведки (СВР);
  • Главное разведывательное управление Генерального штаба ВС (ГРУ);
  • Военно-топографическое управление Генштаба (ВТУ);
  • Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ);
  • Комитет по вопросам безопасности Cоюза России и Беларуси.

Если три службы из них более или менее нам знакомы по фильмам, книгам и даже скандалам (с ФАПСИ), то ВТУ прикрыто наглухо. На самом деле это спутниковая разведка в сфере шифрованной, засекреченной специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов.

А теперь вообразим, как в какой-нибудь далекой стране, где растут пальмы и бегают обезьяны, сидят очень главные террористы и думают, как им захватить в заложники сотни зрителей мюзикла "Норд-Ост" в Москве (в зарубежных происках нас уверяли власти, не так ли?). И что — никакой мажордом, водила или просто близкий к бандюганам человек не работает на российские ГРУ или СВР? Ни с кем не установлены агентурные связи хоть через третьих лиц? Ну ладно — нет так нет. А перехватить шифровку от этих гадов в Чечню или в Москву — что, ВТУ с его спутниками тоже не может?

Тогда на кой черт торчат за морями-океанами резиденты, если у них агентуры — ноль? Но повремените печалиться: я еще не все спецслужбы упомянул. Вот те, которые действуют в России:

— Федеральная служба безопасности (ФСБ). Департаменты, нам любопытные в первую очередь: контрразведки; по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом; анализа, прогноза и стратегического планирования. Не забудем еще Центр специального назначения в Балашихе-2.

Здесь база двух знаменитых отрядов — "Альфы" и "Вымпела", они-то и штурмовали ДК, где давали "Норд-Ост";

  • ФАПСИ (действует как за рубежом, так и в России);
  • Государственная техническая комиссия (Гостехкомиссия) при президенте РФ.
Это что-то новое, не правда ли? Действительно, спецслужба с безобидным названием создана указом Путина от 5 января 2002 года. Если объяснить просто, комиссия озабочена защитой органов государственной власти от иностранных технических разведок. Еще проще — никакой мерзавец из той же "Аль-Каиды" не должен знать, о чем говорят по телефону в Кремле или Белом доме;
  • Федеральная служба налоговой полиции;
  • Главное управление специальных программ президента (ГУСП). Эта служба тоже не любит светиться, но создана давным- давно. Это бывшее 15-е управление КГБ СССР — то самое, что обслуживало таинственные бункера для первых лиц государства, линии "Метро-2", подземные шоссе и т.п.

И наконец, еще две спецслужбы с задачами чисто придворными:

  • Федеральная служба охраны;
  • Служба безопасности президента.
Если опять вспоминать недавнюю драму, то эти службы надежно сберегут лишь охраняемых лиц, бин Ладену, Басаеву и уж тем более Бараеву соваться в их зону ответственности глупо. Простолюдинам, как мы понимаем, взывать к этим профи с воплями о помощи просто смешно. Вывод из беглого знакомства у меня такой: из семи российских спецслужб лишь одна — ФСБ — призвана оберегать от напастей народ. Шесть остальных обслуживают ораву чиновников.

Сотни московских заложников к ним, разумеется, не принадлежали и на них не надеялись. Вот если бы "Норд-Ост" вдруг полюбился в Кремле, съездил бы его посмотреть президент, а следом бы потянулись на каждый спектакль десятки других VIP-персон, Бараев туда бы не сунулся, стал психовать, искать другой зал и, может быть, засветился. Но это фантазии, они всегда лезут в голову, когда на душе скверно.

МВД, ФСНП, МЧС, Минюст — с кого спрос?

С террористами, разумеется, надлежит бороться не только спецслужбам — я перечислил ведомства, которым и оперативная работа дозволена, и отряды спецназа у каждого есть. За комфортное путешествие Бараева и полсотни его головорезов из Чечни спрос, конечно, и с множества служб МВД. О ГИБДД говорить не будем… Это для нас она страшилище, а для любого жулика, террориста и просто бандита как бы не существует — положи зеленый стольник в права и гуляй себе хоть с тротилом, хоть с базукой.

А вот Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП СКМ МВД) — сила вроде бы огромная. В мощной его структуре десятки отделов и оперативно-разыскных бюро (ОРБ). Меня привлекли такие: 13-й отдел (по борьбе с этническими ОГ и ПС), 10-й (оперативно- розыскной) и 3-е ОРБ (по борьбе с терроризмом). Есть еще отделы по внедрению в ОПГ, агентурной работы и множество других, упоминать которые для просвещения бандитов не следует. Тот же вопрос: имея неплохой опыт работы в Чечне, зная наперечет практически все банды и их полевых командиров, почему на Мовсара Бараева никто глаз не положил? С чьей подачи с год назад его объявили убитым? Где агентура? Где разведданные? Где на два хода впереди противника? На завершающем этапе любой операции МВД использует отряды спецназа — это тоже сила немалая, важно использовать ее с умом и толком. Вот что входит в бронированный кулак МВД:

  • отдельная дивизия особого назначения (ОДОН);
  • полк спецназа "Витязь", отряды СН "Русь", "Росич", "Скиф" — во внутренних войсках;
  • отряд милиции специального назначения — при ГУВД Москвы;
  • СОБР — при ГУБОПе.
Но былые надежды на "краповые береты" сегодня условны — эти уникальные соединения швыряли, как строевые части, в поле под Первомайским, в жернова двух чеченских войн — десятки убитых, искалеченных, сбежавших куда глаза глядят. Спецназы Налоговой полиции, Минюста и МЧС в схватках с террористами сгодятся лишь как вспомогательные или резервные. А теперь вот еще одна новость, понять которую трудно: СОБРы собираются вообще разогнать. Одна из причин понятна: путают службу и бизнес. Но что вместо них?

А потому снова тот же вывод: числом силы МВД велики, а вот умением совладать с террористами слабоваты, не то что Россию — Москву щитом не прикроют.

А как у них?

Раздуты или нет российские спецслужбы и спецназы, мы поймем в сравнении с такими же структурами стран мирового сообщества. Это тем более необходимо, если Россия, как и ее соседи и партнеры, считает терроризм мировым злом. Кто себе в подобном удовольствии не отказывает, так это США. После трагедии 11 сентября стараниями президента Буша спецслужб в этой стране стало намного больше, я насчитал не менее 15. Главные из них такие:

  • администрация президента (национальный координатор по безопасности, защите инфраструктуры и контртерроризму);
  • National Coordinator for Security, Infrastructure Protection and Counter-Terrorizm);
  • Госдепартамент (бюро координатора по контртерроризму
  • Office of the Counterterrorism);
  • система спецслужб — Центральное разведывательное управление — центр по борьбе с терроризмом (DCI);
  • система спецслужб — Федеральное бюро расследований (подразделения оценки угрозы, контртерроризма и предупреждения управления национальной безопасности — National Securitu Division, Counterterrorism Threat Assttment and Warring Unit).

Первое, что замечаешь, — спецслужбы США состоят на службе у государства и налогоплательщиков. А не у чиновников, стоящих у власти, — это главное.

Любопытен Израиль:

  • система спецслужб (контрразведка "Шабак");
  • внешняя разведка ("Моссад").
Служб здесь, как видим, немного, а легенд, их окружающих, множество. Назову лишь одну операцию по спасению заложников — ее изучают, между прочим, и в Академии ФСБ РФ.

В 1976 году заложниками террористов стали 80 граждан Израиля — пассажиры самолета "Эйр Франс", угнанного в аэропорт Энтеббе (Уганда). На третий день заточения, когда угроза гибели заложников стала явной, три транспортных "Геркулеса" армии обороны Израиля взяли курс на Африку — четыре тысячи километров полета над чужими странами. Штурм здания, где содержались заложники, начался вскоре после полуночи. Итог: два десятка террористов расстреляны мгновенно, погибли трое заложников, солдат и командир коммандос Йонни Нетаньяху — старший брат будущего премьера страны.

Когда в Израиле мне рассказывали об этом чуде спасения, я знал, чем ответить, — достаточно было вспомнить, как в 1998 году уголовная группа Якшиянца захватила в Минводах автобус со школьниками и их учительницей. Несколько часов полковник КГБ (контрразведка) Шереметьев мужественно и на редкость умно вел переговоры с террористами и без единого выстрела добился освобождения и детей, и их учительницы.

А вот в середине 90-х, в следующий мой приезд в Израиль, с теми же собеседниками мне говорить было бы не о чем, не стану же я рассказывать, что российские спецслужбы уже давно преследуют неудачи — и в Буденновске, и в Первомайском, и в Москве, и на всем протяжении двух чеченских войн. Что же с ними стряслось за последние 10 лет? Почему их щит стал дырявым, а меч — тупым?

Осторожно — реформы

За эти годы у меня было достаточно времени и поводов, чтобы хорошенько подумать над теми причинами, которые привели к краху не только российские спецслужбы, но и всю правоохранительную систему страны. Если мы вспомним, как вольготно чувствовали себя в Кремле в одночасье ставшие миллионерами чиновники, если не забудем, что во власть лихо зашагали бандиты, сменившие спортивные шаровары на смокинги, разве не придет в голову простейший вывод: неправедно разбогатевшее окружение Ельцина было вовсе не заинтересовано ни в независимых прокуратуре и судах, ни в сильном МВД и спецслужбах. На кой им черт оставшиеся с окаянных времен фанатики и службисты, верящие в торжество законов и пристающие к достойным людям с дурацким вопросом: откуда дровишки? Откуда счета на миллионы долларов в зарубежных банках? Палаццо с дворецкими? Автомобили стоимостью в пять годовых зарплат?

И как бы справедливо ни было наше неприятие КГБ с его чекистским произволом и всевластием, реорганизация этой спецслужбы после развала СССР видится мне не просто неграмотной, но и во многом корыстной для пролезшего в Кремль жулья. Бред какой-то: в 1991 году в России вдруг оказались аж две спецслужбы — Межреспубликанская служба безопасности (МСБ) и Агентство федеральной безопасности. Как можно догадаться, и та, и другая безопасностью страны себя не утруждали — быть бы живу. Наконец, в январе 1992 года указ Ельцина: обе службы упразднить, а вместо них создать Министерство безопасности России (МБ).

Только очухались — новое веление: создать Министерство безопасности и внутренних дел. Через месяц — упразднить, а МБ переименовать в ФСК. Глупостей помельче просто не счесть: ну, например, у ФСК тут же ликвидировали следственное управление, десятки тысяч неоконченных дел разбросали по окружным прокуратурам, а жуликов, хапуг и даже бандитов с террористами вскоре выпустили на волю. И еще у ФСК забрали единственный на всю страну нормальный СИЗО Лефортово, передали его в МВД и буквально тут же схватились за головы — побег за побегом, чего раньше не случалось никогда.

И еще о грустном: знаменитую "Альфу" сунули было в МВД, потом определили в президентскую охрану и остыли в новациях только тогда, когда и рядовые бойцы, и офицеры устроили не- что вроде молчаливого бунта. В апреле 1995 года — новый сюрприз: Ельцин переименовывает ФСК в ФСБ. (А это опять реорганизация и кадровая перетряска.) И только в 1996 году (чеченская бойня уже началась!) в ФСБ создается Антитеррористический центр (сегодня у него снова новое название: департамент по борьбе с терроризмом и защите конституционного строя).

Сменили не только вывески — на смену профессионалам (розыскникам, агентуристам, аналитикам) пришли либо зеленые пацаны, либо чиновники из Белого дома надзирать за остальными и попутно прибарахляться: я уже притомился писать о дружбе сегодняшних чекистов с бандитами.

О какой системной борьбе с терроризмом можно говорить, на какие победы надеяться? Такая же волна выдавливания профессионалов прокатилась и по МВД, и по прокуратуре, и по судам. Вспоминаю имена, фамилии бывших — комок в горле. Неужели снова будем спрашивать: как чеченские боевики из лесных схронов вылезли на театральные подмостки в центре Москвы? Какой умник травил заложников газом и только после окрика Госдепа США признался, каким именно? Какую новую концепцию безопасности велит разработать Путин, и будет ли от нее толк, даже если ее украсят все те же щит и меч?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!