Во многих электронных и бумажных СМИ появились сообщения о токсичности некоторых видов промысловых рыб бассейна Балтийского моря. Информация базировалась на сообщении WWF (Всемирного фонда дикой природы) — международной организации, действующей под эгидой ООН.
В этом сообщении, озвученном руководителем программы охраны окружающей среды латвийского представительства WWF, отмечалось, в частности, что "ежегодно в обитающей в Балтике рыбе скапливается до 31 килограмма полихлорированного бифенола (ПХФБ)".

Не менее пугающим выглядело заявление, приведенное агентством LETA, в котором утверждается, что "количество токсичных веществ, обнаруженных в различных видах рыб Балтийского моря, не соответствует нормам ЕС. Поэтому, например, в Швеции уже с 1995 года женщинам в период беременности рекомендуют ограничить употребление в пищу продуктов из балтийской сельди и лосося, так как они могут содержать ядовитые вещества: фураны, диоксины и ПХФБ". В докладе отмечалось также, что загрязнение Балтийского моря уже отразилось на репродуктивных функциях у таких видов рыб, как атлантический лосось, таймень и треска.

Подобные высказывания способны серьезно и крайне негативно отразиться на латвийском рынке морепродуктов. Многие покупатели, прочитавшие о рыбе столько страшных слов и непонятных цифр, вряд ли захотят в ближайшее время свежей селедочки. Особенно если учесть, что пугающая информация исходит от серьезной ООНовской структуры. Председатель Латвийской ассоциации рыбохозяйственников Инарий Войтс отнесся к заявлению фонда более чем скептически.

— Каждый раз, когда я слышу подобные заявления, мне хочется рассмеяться,— признался он.— В ЕС существует целая система нормативных актов, регламентирующих, какие вещества и в каких количествах могут содержаться в рыбе, а какие — нет. И пока нам не сообщат, в какой рыбе и в каких районах лова содержание опасных веществ превышает существующие нормативы, мы не видим причин для беспокойства. Подобное заявление — лишь пустая декларация. Я не буду утверждать, что Балтика — чистое море, но рыба, которую мы ловим и продаем, безопасна и соответствует всем нормативным актам. А подобные заявления — это все равно что сказать: "Воздух грязный и пыльный и дышать им в этом районе нельзя" — не объяснив, почему.

В данном случае производитель, несомненно, прав. Пугаться и отказываться от рыбы действительно пока не стоит. Вся эта шумиха — лишь лоббирование Закона о химических веществах, их использовании и воздействии на среду, который рассматривает сейчас Европарламент. Этот закон должен ввести в действие новую европейскую систему регистрации, оценки и разрешения химикатов — REACH.

— Информация фонда — это не предупреждение об опасности, исходящей от морепродуктов, а предупреждение о том, что море загрязнено,— пояснила пресс-секретарь латвийского представительства Всемирного фонда дикой природы Байба Бумбере.— Мы лишь сообщаем о том, что море серьезно загрязнено, и если не принять немедленных мер, то ситуация будет ухудшаться. Опасность, о которой мы предупреждаем, — это не рыба в море, а заводы на берегу, загрязняющие водоемы. И закон, который сейчас рассматривает парламент ЕС, может остановить загрязнение морей и дать им необходимые для очистки 25—30 лет. Информация, которую распространяет наш фонд, — это попытка привлечь внимание людей к уровню загрязнения Балтики. Данные, приведенные в докладе, — это результат изучения среды шведским представительством фонда.

Так что волноваться из-за отравленной рыбы пока не стоит. Куда неприятнее, что латвийские покупатели, а также производители морепродуктов могли стать жертвой неудачной популяризации нового еврозакона.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!