Так может выглядеть Латвия через пару десятков лет, если политики не остановят массовый исход населения из страны.
Вступление в Евросоюз и открывшиеся для латвийцев возможности трудоустройства за границей буквально за два года кардинально изменили и рынок труда, и моральную атмосферу в стране.

Откройте любую газету — их страницы запестрели объявлениями "Требуются…". Требуются секретари–делопроизводители и менеджеры со знанием языков, руководители проектов, инженеры разных специальностей, наладчики, программисты, бухгалтеры, водители грузовиков, экспедиторы, кондукторы, вагоновожатые, сантехники, няни и уборщицы, операторы станков, шеф–повара, складские работники, сварщики, специалисты по финансовому планированию и экономисты производства, автослесари и медсестры, закройщики и швеи, продавцы и разнорабочие, официанты и токари… Это навскидку я посмотрела всего три русские газеты.

Повальный выезд из нашей маленькой республики дееспособного населения заставил полностью пересмотреть свои убеждения тех латышских предпринимателей, кто еще недавно душой и деньгами поддерживал призывы национал–радикалов к скорейшей и безоговорочной "деоккупации и деколонизации". Например, как заговорил глава крупной строительной компании Kalnozols Валдис Калнозолс?

"Самое опасное для развития страны, — говорит он в интервью "Вести Сегодня", — если работоспособные жители уедут в ту же Ирландию на длительный срок. Многие мои знакомые, пробыв за границей 5 и более лет, приезжают в Латвию уже как… гости. Они отвыкли от страны, они просто перестали ее узнавать… И зачастую эти люди снова возвращаются на новую родину. В этом случае можно считать, что мы теряем своих латвийцев. Как патриот этой страны, я хочу, чтобы наши жители никуда не уезжали, оставались работать здесь".

И это заявляет тот самый политик Валдис Калнозолс, который еще недавно состоял в рядах "Тевземей ун Бривибай" и субсидировал ультранационалистическую молодежную организацию Visu Lavijai!, главный девиз которой: Латвия — латышам. А главная цель — репатриация на историческую родину тех нелатышей и их потомков, которые приехали в Латвию после 1940 года.

И вот с некоторых пор местные бизнесмены, столкнувшиеся с дефицитом рабочих рук, доказывают обществу, что надо не только своих жителей удержать, но пора уже и гастарбайтеров приглашать. Особенно в строительную сферу, где сегодня нет ни одной компании, которая не испытывала бы острый кадровый голод. Тот же Калнозолс обращается к властям: "Мы не должны бояться притока чужих специалистов. В советское время сюда тоже приезжали рабочие из других тогда союзных республик. Это значит, что условия работы и жизни в нашей стране являются привлекательными для иностранцев".

Вот какие поразительные метаморфозы производят в сознании человека законы рынка! Вот только политики на них не реагируют: на выставке, посвященной нацменьшинствам, которую МИД ЛР открыл на днях в Брюсселе в здании Европарламента, на архивных фотографиях рабочие из союзных республик, прибывавшие по оргнабору на работу в Латвийскую ССР, названы в старом духе "песенной революции" — мешочниками, искателями легкой судьбы в цивильной западной республике. Ох как доставалось этому племени "перекати поле" от национальной интеллигенции и лидеров Народного фронта! А что же сейчас ищут латыши за кордоном? Да того же самого — больших доходов, лучших условий жизни и перспектив.

Ничего не поделаешь: рыба ищет где глубже, а человек — где лучше. И нет в этом ничего позорного или достойного осуждения. На голом патриотизме далеко не уедешь. Бизнесмены это поняли первыми и, скрепя сердце, начали поднимать заплаты наемным работникам. Теперь дело за политиками — не пора ли, господа, отказаться от русофобской риторики и нагнетания подозрительности "таутиешей" к землякам–иноплеменникам?

Между тем география "расползания" латвийцев по Европе становится все шире: каждый год все новые страны ЕС снимают ограничения на свободное движение рабочей силы из стран–новичков Евросоюза. В начале года это сделали Финляндия и Швеция, чуть позже — Испания, Португалия и Греция, на днях — Италия. "Открытие рынка труда пойдет на пользу экономике Италии", — заявил еврокомиссар по социальным делам Владимир Шидла. Еще бы! После расовых волнений в Париже в ЕС пришли к убеждению, что лучшая кузница кадров для стареющего Старого Света — страны Восточной Европы: белые, неплохо образованные люди с близким европейцам менталитетом.

В отчете этого года Еврокомиссия оценивает эффект миграции с востока как исключительно положительный. Это показал опыт Ирландии. В эту страну с 2004 года прибыло 160 тысяч жителей "нового ЕС", в результате чего местная экономика резко пошла в гору. По планам Брюсселя, все 25 стран ЕС должны начать свободный обмен рабочей силой лишь в 2011 году.

Однако уже сейчас Еврокомиссия рекомендует развитым государствам НС не ждать этого срока и отказаться от моратория на приезд гастарбайтеров. Но и при действующих пока ограничениях для "новых" еврограждан и неграждан исход народа из ЛР растет бешеными темпами. По оценке Банка Латвии, в страны ЕС, открывшие свои рынки первыми, отбыло около 100 тысяч жителей республики.

По неофициальным сведениям, таковых насчитывается все 200 тысяч. И возможно, вторая цифра ближе к реальности, потому что сегодня в Латвии кого ни спроси, каждый с ходу назовет нескольких знакомых, родственников, соседей, уехавших из страны на заработки. Особенно обезлюдела провинция. А до 2020 года, по оценке экспертов, Латвию покинет еще 200 тысяч человек!

Между тем президент Вайра Вике–Фрейберга добивается безвизового режима с США. Похвально. Но можно представить, как ломанется за океан та молодежь, которая пока еще не определилась с выбором.

И как свидетельствует мировой опыт, возвращается назад (при условии благоприятных условий на родине) лишь каждый третий из аборигенов–иммигрантов. Во что же превратится зеленая страна Латвия через пару десятков лет — в серое пятно посреди Европы?

Хорошо известно, что самый ценный ресурс любого государства — это не залежи цветных металлов, и не нефтяные вышки, и даже не институты языка и фольклора, а хорошие мозги и рабочие руки. Об этом левая оппозиция и русская пресса говорила все 15 лет независимости. Новая латышская политэлита не хотела слушать наших аргументов. Что ж, может, прислушается к ультиматуму Ее Величества Рыночной Экономики?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!